Роскосмос поделится космосом с частниками
Лента новостей
Глава Роскосмоса Анатолий Перминов заявил, что в его ведомство поступили предложения об организации коммерческой доставки грузов на орбиту, и ведомство их поддерживает, но денег на эти проекты ждет от частных инвесторов
Во вторник глава Роскосмоса Анатолий Перминов заявил о том, что российские компании, в том числе «НПО машиностроения», обратились в Роскосмос с предложениями о коммерческой доставке грузов на Международную космическую станцию (МКС).
«У нас есть письменные предложения от ряда российских предприятий, одно из них — от «НПО машиностроения». Я поддерживаю начинание по вопросу коммерческой доставки грузов на МКС, условие одно: государственной поддержки не будет, надо исходить из того, что нужны коммерческие инвестиции» — приводит слова Анатолия Перминова РИА «Новости».
Системной доставкой грузов на околоземную орбиту в настоящее время в России занимается РКК «Энергия» (38,2% акций корпорации принадлежит государству) и ЦСКБ «Прогресс».
Каждый корабль «Прогресс» доставляет около 2,5 тысячи тонн грузов, необходимых для обеспечения деятельности МКС, в том числе топливо, воду, запасы сжатого кислорода и воздуха, продукты питания, научную аппаратуру, а также посылки для экипажа.
Пресс-секретарь Роскосмоса Александр Воробьев в комментарии BFM.ru уточнил ситуацию: пока спроса со стороны российских компаний на организацию доставки грузов нет. «Сейчас в стране кризис, резко сократилась собираемость налогов, а потому российский бизнес пока не может обеспечить достаточный приток инвестиций», — заявил он BFM.ru. «В настоящее время реальная возможность доставки грузов на МКС есть только у двух государств — у России и США», — резюмировал он.
Как заявил Анатолий Перминов, США выделяют 3,5 млрд долларов на развитие этой программы. «Доставку грузов НАСА собирается осуществлять с помощью частных компаний. И это правильный путь. Мы тоже обсуждаем этот вопрос в России, желающих, на удивление, оказалось много», — уточнил глава Роскосмоса. Вместе с тем, как он заметил, «это пока желающие: когда доходит до дела, нам обычно говорят: «Дайте денег».
Александр Воробьев уточнил, что в вопросе организации полетов активность проявляют иностранные компании.
Отметим, что на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2009, прошедшем в конце августа в подмосковном Жуковском, компания Excalibur Almaz Limited (создана в 2005 году и зарегистрированная на острове Мэн на Британских островах) представила полноразмерный образец многоразового возвращаемого аппарата ракетно-космического комплекса «Алмаз», разработчиком которого является как раз «НПО машиностроения» (НПОМ), уточнил BFM.ru пресс-секретарь генерального директора НПОМ Антон Дегтярев.
«В настоящее время мы не готовы принять участие в организации космических полетов. В советские времена наше объединение осуществило несколько полетов. Однако в последствии этим занималась только «Энергия». Пока наш вклад в организацию полетов заключается в продолжении сотрудничества с Excalibur Almaz, мы по их заказу проводим работы по модернизации возвращаемого аппарата», — сообщил BFM.ru Антон Дегтярев.
Представитель Excalibur Almaz Limited сегодня в разговоре с BFM.ru уточнил, что полеты компания планирует начать не раньше 2013 года, предложив всем желающим орбитальные космические полеты продолжительностью до недели. Цель полетов будет определяться самими заказчиками. Компания готова осуществлять туристические полеты, доставлять коммерческие грузы. Стоимость полетов в компании не раскрывают. Эксперты указывают, что официальная стоимость космического полета примерно равна 30 млн долларов. И представители Excalibur Almaz на МАКСе заявляли, что они могут предложить более низкую стоимость полетов за счет применения систем многоразового использования.
Космонавт Владимир Титов, советник Excalibur Almaz в России, ранее заявлял о том, что «после настоящего заявления мечта о частном орбитальном освоении космического пространства может стать реальностью в самом ближайшем будущем». В интервью BFM.ru он уточнил, что перед презентацией на МАКСе комплексное исследование подтвердило «значительный спрос на услуги транспортировки в космос и обратно». «Полеты будут осуществляться с экипажем и грузами частных лиц, по заказу как корпораций, учебных заведений, так и национальных правительств», — добавил он.
Пока частных российских инвестиций в освоении космоса нет, государство сотрудничает в долгосрочных проектах с рядом зарубежных стран, а также продолжает самостоятельно финансировать новые разработки. В частности, в апреле этого года в рамках тендера на разработку новых пилотируемых космических кораблей было выделено около 1 млрд рублей. Его выиграли «Энергия» и ЦСКБ «Прогресс». Первая победила в тендере на разработку эскизного проекта российского перспективного пилотируемого космического корабля стоимостью 800 млн рублей в рамках государственного контракта со сроком выполнения работ до июня 2010 года. ЦСКБ «Прогресс» должно представить к сентябрю будущего года эскизный проект двухступенчатой ракеты среднего класса грузоподъемностью 20−23 тонны. Госфинансирование работ составит 145 млн рублей.