16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.06 / ₽ 8146
  • RTS1171.06
22 сентября 2009, 15:18 ФинансыБанки, вклады и кредиты

Финуслуги не нужны 40% россиян

Лента новостей

Более 40% россиян не имеет доступа к финансовым услугам. Таковы данные диагностического исследования Всемирного банка по защите прав потребителей финансовых услуг. В исследовании приняли участие 1600 респондентов из 40 регионов России

Кадр из кинофильма Леонида Гайдая
Кадр из кинофильма Леонида Гайдая "Не может быть!"

Более 40% россиян не имеет доступа к финансовым услугам. Об этом сегодня заявила старший специалист по частному сектору Всемирного банка Сью Ратледж (Sue Rutledge), озвучивая данные диагностического исследования Всемирного банка по защите прав потребителей финансовых услуг. В исследовании приняли участие 1600 респондентов из 40 регионов России.

По словам представителя Всемирного банка, лишь 16% россиян имеют банковские счета и менее 1% занимаются инвестициями. В то же время более 50% уверены, что не обладают финансовой грамотностью и адекватными инвестиционными навыками.

Помимо этого, 75% россиян не уверены в надежности финансовых организаций. По их мнению, они не смогут в случае необходимости разрешить финансовый спор в свою пользу. Сью Ратледж также высказала обеспокоенность тем, что правительство в течение нескольких лет не смогло противодействовать массовой потере гражданами своих сбережений на фондовом рынке и «даже при приобретении жилья».

Представитель Всемирного банка также отметила, что повлиять на инвестиционную активность населения России поможет облегчение доступ граждан к информации при приобретении финансовых услуг. Власти также обязаны упростить доступ граждан к получению финансового образования и обеспечить простые пути решения возможных конфликтов с участием частных инвесторов.

В то же время специалист Всемирного банка подчеркнула, что примерно такая же статистика отмечается в большинстве стран. Но в других странах свыше 50% граждан переоценивают свои знания в финансовой сфере.

Напомним, в 2007 году первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев рассказал о том, что около 42% населения России лишено постоянного доступа к банковским услугам. По его словам, счета в банках имеют лишь 25% населения страны, менее 10% пользуются банковскими картами и только 5% из общего числа пользователей пластиковых карт имеют несколько карт. Основными причинами низкой доступности банковских услуг Мурычев тогда назвал недостаток предложения недорогих, но качественных услуг, а также недостаток самих банковских услуг и низкий уровень информирования населения об услугах кредитных организаций.

Не все эксперты согласны с нынешними результатами исследования Всемирного банка. «Озвученные данные вызывают недоумение, — рассуждает инвестиционный консультант ИК «Финам» Андрей Сапунов, — Да, население России не очень активно пользуется финансовыми услугами из-за недостаточного доверия к тем же банкам, а также, не в последнюю очередь, из-за элементарного отсутствия денег. Однако сама по себе инфраструктура у нас достаточно развита. Например, Сбербанк работает даже в небольших городах. «Почта России», также предоставляющая отдельные финансовые услуги, имеет 42 тысячи объектов связи по всей России».

«Получается, банковские услуги представлены практически во всех городах, — продолжает эксперт. — Можно взять показатель в 100%, из которых сельское население составляет 40%. Однако, отделения Сбербанка действуют и в крупных селах, в которых может проживать до половины российских селян. В итоге, доступность на уровне 60% никак не соответствует фактической информации. По нашим оценкам, доступ к финансовым услугам в своем населенном пункте сейчас имеют порядка 90% населения страны», — подсчитал Андрей Сапунов.

Вице-президент Юниаструм-банка Дмитрий Хилько в интервью BFM.ru предположил, что в исследовании Всемирного банка речь идет, в основном, о жителях сельской местности, которые расплачиваются за услуги — например, за газ — наличными. В то же время эксперт отмечает, что и сельчане изредка посещают Сбербанк. «Конечно, люди, не пользующиеся услугами банков, есть и в городах, но их процент гораздо меньше. Городские жители вынуждены прибегать к какому-то минимальному набору услуг кредитных организаций, допустим, оплачивать счета за квартиру», — добавляет представитель банка.

Повышение финансовой грамотности населения — явно недостаточная мера для увеличения пресловутых 40% россиян. По мнению эксперта, необходимо развивать регионы. «Большинство сельских жителей даже не имеют возможность прокормить себя. Тем более, они не поедут в другой город открывать банковский счет. Если у 10% селян есть сберкнижка — это уже хорошо. Не стоит равнять советские времена, когда у всех жителей были сберегательные книжки, с нынешними — уровень жизни с тех пор значительно упал. Поэтому о какой финансовой грамотности можно говорить?» — недоумевает Хилько.

Независимый банковский эксперт Дмитрий Юрцвайг высказал сомнение в том, что уровень финансового развития других стран аналогичен российскому. «По моему собственному опыту могу сказать, что вовлеченность населения, например, Швейцарии, в потребление банковских услуг доходит до 99,9%. И подобная ситуация наблюдается во всей Европе. В этом смысле наша страна значительно отстала. Этому есть простое объяснение — совершенно разный уровень доходов населения. Но если сравнивать Россию, например, со странами Африки, то мы в этом смысле выглядим гораздо более уверенно», — заключает эксперт.

По мнению участников рынка, оценивать потери банков от неполного охвата населения услугами не совсем корректно, так как услугами пользуются все, кто имеет соответствующую потребность. «По мере повышения финансовой грамотности и уровня доходов населения мы увидим рост активности частных лиц во всех сегментах финансового сектора», — считает Андрей Сапунов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию