16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6880
  • RTS1102.01
29 сентября 2009, 22:17 Макроэкономика

Зарубежная экспансия Ирану не удалась

Лента новостей

Президент Ирана Ахмадинежад называет свою страну «сверхдержавой с международными амбициями». С 2005 года он подписал десятки торговых соглашений со странами Африки и Латинской Америки. Но ни один зарубежный проект Ирана так и не был реализован

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Фото: AFP
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Фото: AFP

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad) описывает свою богатую нефтью страну как сверхдержаву с международными амбициями. С момента его прихода к власти в 2005 году он подписал десятки торговых соглашений со странами Африки и Латинской Америки, открыл венесуэльский банк, построил несколько заводов.

В воскресенье Иран провел испытание ракеты короткого радиуса действия, а всего несколькими днями ранее подтвердил, что строит второй завод по обогащению урана. Все это является частью иранской кампании — демонстрировать влияние и могущество на мировой арене, в том числе за спиной у американцев, пишет Wall Street Journal.

Но внимательное изучение некоторых иранских проектов «на местах» в Никарагуа, Венесуэле и Сенегале обнаруживает очень неоднозначные результаты, пишет Wall Street Journal.

Некоторые проекты, как, например, в Манки-Пойнт, которые были объявлены президентом Никарагуа Даниэлем Ортегой (Daniel Ortega) два года назад, до сих пор не были воплощены. Речь идет о строительстве глубоководного порта и возведении нового города. «Иранцы много всего наобещали, но мало что выполнили», — заявил один из западных чиновников в Никарагуа.

Иранский «бумажный тигр»

Другие инициативы также кажутся малоэффективными. Например, автомобильной госкомпании Iran Khodro, тратящей миллионы долларов на открытие заводов в Венесуэле и Сенегале, недавно потребовалась госпомощь в объеме 1,4 млрд долларов.

Сенегальский завод SenIran Auto в этом году выпустил за первые три месяца работы всего 20 автомобилей, тогда как в производственном плане речь идет о тысячах.

Никто не знает, каковы реальные намерения, стоящие за расширением международной деятельности Ирана. Данные западных разведслужб на этот счет очень ограничены.

Давние финансовые связи Ирана с ливанской шиитской группой Хезболла вызывают опасения, что Иран незаметно создает инфраструктуру, чтобы нанести удар по западному миру в случае, если когда-то будет предпринята атака со стороны США или Израиля, пишет обозреватель Wall Street Journal.

Еще одна причина для беспокойства: в пятницу министр добывающей промышленности Венесуэлы Родольфо Санс (Rodolfo Sanz) заявил, что Иран помогает Венесуэле исследовать урановые ресурсы. США, Великобритания и другие страны обвиняют Иран в попытках создания ядерного оружия. Иран отвергает эти подозрения.

«За их деятельностью необходимо следить, — заявил прокурор округа Манхеттена Роберт Моргентау (Robert Morgenthau), который в недавнем докладе в Вашингтоне выступил с предупреждением относительно «теплых» финансовых, политических и военных связей» Ирана с Венесуэлой и ее «левым» президентом Уго Чавесом.

Ведомство Моргентау ведет проверки в отношении банков, которые, предположительно, пытались нарушить американские санкции против Ирана. Иран отрицает связи с терроризмом. В письме Моргентау венесуэльский посол в США Бернардо Альварес Эррера (Bernardo Alvarez Herrera) назвал речь Моргентау «возмутительной» и «безответственной».

Некоторые эксперты считают, что Иран прежде всего хочет создать глобальную коалицию антиамериканских государств, чтобы обеспечить поддержку своих интересов в ООН, пишет Wall Street Journal. Источник в дипломатических кругах в Каракасе предположил, что другим мотивом является внешняя торговля. «Нельзя обязательно предполагать, что все, что происходит, имеет причины, связанные с терроризмом. У иранцев определенно есть стимулы зарабатывать деньги».

Загадочные велосипедные заводы

Замминистра иностранных дел Ирана по отношениям с Северной и Южной Америкой заявил в интервью, что целью внешней политики является продемонстрировать, что (Иран) «не нуждается в США, чтобы выжить».

Иран финансирует различные проекты в Венесуэле, выпуская любые продукты — от тракторов до молочных продуктов, говорят государственные чиновники.

Между Тегераном и Каракасом организованы еженедельные рейсы. Со времени введения этих перелетов два года назад число иранцев, живущих в Венесуэле, выросло с менее 200 человек до 2000 и более, приводит Wall Street Journal данные иранского бизнесмена, отмечая, что подтвердить данные в венесуэльском посольстве в Вашингтоне не удалось.

Критики Чавеса заявляют, что иранские заводы могут преследовать более «темные» цели. Речь идет, в том числе, о совместном иранско-венесуэльском предприятии Fanabi по выпуску велосипедов в трех часах езды от Каракаса.

В своем недавнем выступлении Моргентау упомянул об этих заводах. Принимая во внимание их размещение в «отдаленных» областях и «секретность», заявил он, «мы должны опасаться того, что на этих заводах может иметь место незаконная деятельность», хотя, признал он, данные в пользу таких опасений «ограничены». Пока нет твердых доказательств, что эти предприятия являются не тем, чем они представляются.

Журналисту, приехавшему на фабрику по выпуску велосипедов в Венесуэле без предварительного согласования, было позволено осмотреть помещения и сделать фотографии, пишет Wall Street Journal.

Президент компании Хосе Арангурен (José Aranguren) рассказал, что когда предприятие открылось в прошлом году, оппозиционные газеты сообщали, что оно будет работать над «обогащением урана». Он назвал эти заявления «абсолютной ложью».

Менеджер фабрики по продажам показала таблицы по сбыту: в прошлом году предприятие полностью распродало весь выпуск — 4860 велосипедов. В этом году, однако, они столкнулись с серьезным препятствием: Иран не поставил многие из необходимых комплектующих, и производство сократилось на 90%.

У иранского банка Banco Internacional de Desarrollo (BID) в Венесуэле свои проблемы. Американское министерство финансов в прошлом году ввело санкции против банка и его материнской компании — Export Development Bank of Iran (Иранского банка содействия экспорту), обвинив компании в нарушении санкций ООН и содействии Ирану в создании оружия массового поражения. В результате BID было запрещено вести бизнес с американской финансовой системой. Менеджер банка сетует, что не может работать с Maestro, Visa и American Express. Клиентами BID являются иранские предприятия, в том числе Fanabi и строительные проекты.

Юрист банка Хосе Антонио Гонсалес (José Antonio Gonzalez) говорит, что банк был открыт в прошлом году для содействия разработке иранских проектов. Иран пришел в Венесуэлу, чтобы помогать во многих направлениях, но не в военном.

Моргентау в своей речи указал, что BID нарушает американские санкции, устанавливая связи с иностранными партнерами, которые работают с американскими банками. Гонсалес утверждает, что BID не поддерживает взаимоотношений с иностранными банками и не осуществляет международных операций.

Африканский автопром не оправдал ожиданий

В Сенегале Иран в прошлом году провел линии электропередач к городу Туба. Но самый очевидный вклад — поставляемые из Ирана новые желтые такси. Тем не менее Иран не успевает выполнить обещания о замене старого автопарка в Дакаре, насчитывающего около 25 тысяч единиц. С Сенегалом было достигнуто соглашение о введении 2000 новых машин к концу прошлого года, но до сих пор было поставлено только 500.

Многие другие запланированные инициативы, в том числе по созданию хранилища иранской нефти, до сих пор не воплощены. Проект временно приостановлен из-за высоких издержек, заявил министр торговли Сенегала Мамаду Диоп (Mamadou Diop).

В то же время построенный и открытый Ираном в прошлом году автомобильный завод в Тиесе (Сенегал) выпустил в I квартале этого года только 20 автомобилей, тогда как к середине года предполагалось на 80% выполнить производственный план объемом в 10 тысяч единиц, говорят менеджеры проекта. Проблемы связаны с задержкой в пуске завода, отсутствием комплектующих и нехваткой квалифицированных кадров.

Даже если объем выпуска вырастет, «проект не обеспечивает экономической отдачи и, возможно, никогда не обеспечит возврата», говорит финансовый менеджер завода Гассан Давуди Дейлами (Hassan Davoudi Deilami).

В Венесуэле у Ирана более масштабное автопроизводство. Представитель завода Venirauto заявил, что на сегодня выпускается 6 машин в час. Несмотря на общий дефицит автомобилей в Венесуэле, модели иранского производства доступны только правительственным министерствам.

Вместо миллиарда миллион

Никарагуа пока являет собой самый яркий пример невыполненных иранских обещаний. Несмотря на серию заявленных проектов и обмен визитами глав государств, для Никарагуа отношения двух стран «никак не соответствуют ожиданиям», цитирует Wall Street Journal комментарий профессора политологии Феликса Марадьяги (Felix Maradiaga) из никарагуанского American University.

Марадьяга отслеживал ход реализации более десятка инициатив, публично обсуждавшихся в 2007-2008 годах президентом Ортегой или иранскими чиновниками, в том числе несколько проектов электростанций, строительства жилья для малообеспеченных, молочных комбинатов — в совокупности на сумму около 1 млрд долларов инвестиций. На сегодня реализуется только один проект на 1,5 млн долларов — строится больница, причем работы начались в этом месяце.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию