Госпереворот в Турции: запоздалая реакция со всего мира
Лента новостей
Попытку военного переворота в Турции осудило практически все мировое сообщество. Но не сразу. Некоторое время лидеры держали паузу, как будто выжидая, чем закончится дело. Чем объясняется такая международная реакция на события в Турции?
Официальная Москва первой отреагировала на сообщения о перевороте. Сергей Лавров после переговоров с госсекретарем США Джоном Керри заявил, что нужно «избегать любых кровопролитных столкновений и решать все вопросы исключительно в конституционном поле». Позже пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сказал, что Москва глубоко озабочена сообщениями из Турции. Он подчеркнул, что приоритетным вопросом для Москвы является обеспечение безопасности российских граждан в Турции. Чем можно объяснить такую реакцию России, которая первой поддержала турецкого президента Эрдогана?
Турецкие власти обвинили в организации переворота проживающего в США проповедника Фетуллаха Гюлена, у которого много сторонников среди турецкого духовенства. Гюлен, естественно, все обвинения отверг, заявив, что сам неоднократно становился жертвой переворотов. Анкара потребовала у Вашингтона немедленной выдачи Гюлена. Как заявил турецкий премьер Бинали Йылдырым, страна, укрывающая Гюлена, не может называться другом Анкары. Впрочем, Вашингтон отреагировал на этот выпад достаточно спокойно. Как сказал тот же Джон Керри, нужны доказательства причастности проповедника к организации путча. Чем закончится эта история вокруг проповедника, давнего политического соперника Эрдогана?
Евгений Сатановский президент независимого научного центра «Институт Ближнего Востока» «Гюлен — один из наиболее серьезных исламских авторитетов современного суннитского мира. Гюлен был первым в суннитском исламском мире человеком и первым вообще в исламском мире, который потребовал бороться с терроризмом после 11 сентября. Кто же его выдаст?»
Анкара, которая и раньше неоднократно требовала выдачи Гюлена, фактически предложила Вашингтону сделку. Как заявил турецкий президент, США должны выдать проповедника, а Турция, в свою очередь, готова удовлетворять запросы США об экстрадиции террористов. Так что этот вопрос, похоже, еще не закрыт. Чем все-таки можно объяснить то, что мировые лидеры держали паузу и не спешили комментировать сообщения о перевороте в Турции, пока не стало понятно, что путч провалился?
Алексей Малашенко член научного совета московского Центра Карнеги «Это было одновременно выступления в Стамбуле, Анкаре, в Мармарисе, где отдыхал Эрдоган. Было ощущение, что это намного более серьезно. Я думаю, что молчание было объяснено тем, что ждали, как будет реагировать население. Что любопытно, если посмотреть на те материалы, которые публиковались в течении нынешнего года, большинство экспертов всегда делали упор на слабость Эрдогана. Не было учета того обстоятельства, что даже если половина против него населения, то другая-то половина — за. Та другая половина, она более организована, поэтому возникла пауза, это совершенно однозначно. И, действительно, никто не хотел рисковать».
Единственной политической силой, которая приветствовала путчистов, стала сирийская оппозиция. Точнее, ее часть — «группа Хмеймим». Как заявил ее представитель, оппозиционеры надеялись на то, что попытка переворота в Турции закончится сменой власти. Кстати, другая часть сирийской оппозиции, «Свободная сирийская армия», которая пытается свергнуть Башара Асада, напротив, поздравила Турцию со срывом заговора и удачным подавлением путча.