Заявление главы Госдепа США вызвало недоумение российских дипломатов
Лента новостей
Рекс Тиллерсон считает, что новые санкции, принятые Конгрессом, «демонстрируют сильное желание американского народа видеть, как Россия предпринимает шаги по улучшению отношений с Соединенными Штатами»
«Вашингтон так и не понял, что методы давления и нажима в отношении Москвы не работают. И уж тем более санкциями не добиться улучшения отношений», — с таким заявлением выступило посольство России в США, комментируя заявлены главы Госдепа.
Недоумение российских дипломатов вызвали следующие слова Рекса Тиллерсона: «Практически единогласное одобрение Конгрессом законопроекта о санкциях демонстрирует сильное желание американского народа видеть, как Россия предпринимает шаги по улучшению отношений с Соединенными Штатами. Вашингтон надеется на установление сотрудничества между США и Россией по основным вопросам, после чего эти санкции будут не нужны». Как понимать эти слова госсекретаря?
Юрий Рогулёв директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта в МГУ «Это вопрос, наверное, к Тиллерсону, потому что мне тоже не совсем понятно, откровенно говоря, каким образом санкции могут приближать улучшения отношений между нашими странами. Это либо уж очень какой-то хитрый оборот, шаг, либо это уже очень специфическое понимание самого вопроса о санкциях. Но из этого высказывания единственное, что можно извлечь, что, по крайней мере, господин Тиллерсон и государственный департамент под его руководством не желает, что называется, сжигать мосты. Вот это вот, наверное, единственное, что можно из этого его заявления извлечь. Ведь все в сложном положении находятся, в том числе, и ООН. Как он может что-то хорошее сказать, позитивное, в то время как президент должен подписать санкции, он уже дал согласие на подписание этого законопроекта. Тиллерсон не может сказать что-то плохое — и так все ухудшается. Я думаю, это такое дипломатическое лавирование».
Возможно, ничего плохого Тиллерсон не имел ввиду, просто неудачно выразился, допускает профессор МГИМО Валерий Соловей. Впрочем, по его словам, ситуация с санкциями от этого не становится лучше, все это надолго.
Валерий Соловей профессор МГИМО, доктор исторических наук «Он же был одним из тех деятелей в американской администрации, который выступал все-таки за расширение связей, за сотрудничество с Россией. И даже помните, когда его назначали, в Сенате были опасения, что его кандидатура не пройдет из-за таких выступлений, такого отношения к нашей стране. Поэтому ему, видимо, приходится вот так вот высказываться, потому что, с одной стороны, он не может игнорировать такое решение Конгресса, такое голосование, почти что единогласное. А с другой стороны, как человек, все-таки изначально хотящий налаживания отношений с Россией, он высказывается таким образом, будто США дает сигнал. Приходится ему делать хорошую мину при плохой игре. Действительно, эта старая поговорка может использоваться в этом случае».
В пятницу Белый дом сообщил, что Трамп готов подписать одобренный Конгрессом законопроект об усилении санкций против России, Ирана и КНДР. Документ расширяет ряд санкций, которые, в основном, касаются российского энергетического сектора. Он лишает также президента США возможности отменять их без соответствующего одобрения Конгрессом. Таким образом, это значительно ограничивает свободу действий Трампа во внешней политике.
После этого Москва предписала Вашингтону сократить число сотрудников дипучреждений в России до 455-ти. Кроме того, со следующего месяца американское посольство не сможет пользоваться дачей в Серебряном Бору и складскими помещениями на Дорожной улице в Москве. В Штатах не ждали такого жесткого ответа.
Владимир Васильев главный научный сотрудник Института США и Канады РАН «В перспективе — возможность дипломатической войны. Этот демарш российской стороны поставил Трампа в очень тяжелое положение. В том смысле, что Москва дала ему такой сигнал: либо он будет выполнять те договоренности, которые были достигнуты в Гамбурге, либо вопрос об этих договоренностях закрыт. Для Трампа они очень важны. Он дорожит, по всей видимости, тем личным контактом, который установил с российским президентом. В этой ситуации, заявление Тиллерсона является сигналом Москве, если так можно выразиться, не раскручивать спираль конфронтации дальше. Это, может быть, является сигналом о том, что даже если Трамп подпишет санкционнный режим, в ближайшем обозримом будущем, может быть, эти санкции не будут применяться, что называется, в полной мере. Или он будет сохраняться на прежнем уровне. В этой ситуации, поскольку обмен ударами начался, перед Америкой стоит другая проблема. Завтра американское общественное мнение спросит: российская сторона предприняла определенного рода шаги, будут ли американцы отвечать? Может быть, они тоже дополнительно примут какие-то меры со своей стороны. И начнется раскручивание спирали этой дипломатической войны».
Конгресс заставил Трампа «проглотить горькую пилюлю» санкций, пишет Politico. У хозяина Белого дома фактически нет другого выбора, кроме как подписать законопроект вопреки собственному желанию.
«Решение наложить вето было бы абсолютно безрассудным. Конгресс преодолел бы его, и Трамп в конечном итоге лишь подлил бы масла в огонь «русского скандала» в Вашингтоне», — рассказал изданию экс-сотрудник госдепа Эдвард Фишман, занимавшийся при Обаме разработкой антироссийских санкций.
Сенатор Алексей Пушков, который ранее возглавлял в Госдуме комитет по международным делам, так прокомментировал заявление Тиллерсона в Twitter: «Госдеп может быть спокоен: сигнал США нами воспринят ясно. Надеемся, и наш сигнал о сокращении американского дипперсонала воспринят как символ дружбы».