16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6880
  • RTS1102.01
27 октября 2017, 00:59 Право

ЕСПЧ: нам такой суд уже не нужен? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Россия возвращается в прошлое? Об этом говорит желание российских политиков приостановить членство в Европейском суде по правам человека. Окончательное решение еще не принято, пока такую возможность рассмотрят в Думе

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Уже сегодня Дума может рассмотреть вопрос о приостановлении членства России в Европейском суде по правам человека. Ранее несколько источников в Государственной думе допускали такую возможность.

Показательным в этом плане станет назначенное на сегодня рассмотрение проекта бюджета на будущий год. В нем, по некоторым данным, планируется снизить общий объем выплат в Совет Европы примерно на 7-10 млн долларов. Это как раз та сумма, которая сопоставима со взносом России на финансирование работы судебной инстанции Совета Европы. Основанием для сокращения взносов является то, что российская делегация в Парламентской ассамблее Совета Европы лишена голоса с 2014 года за присоединение Крыма. В ответ Москва приостановила свое участие, а в июне заморозила выплату около трети взносов в СЕ (около 11 млн евро). Какие последствия может повлечь за собой выход из Совета Европы и ЕСПЧ? Об этом — в комментарии Георгия Бовта.

Поскольку российская делегации лишена права голоса в Совете Европы, то она не сможет участвовать в предстоящих выборах судей ЕСПЧ. Ответом как раз и может стать прекращение выплат на содержание суда и замораживание членства в организации. Решения ЕСПЧ в отношении России многие отечественные политики давно называют предвзятыми. Многие решения этой судебной инстанции наша страна отказалась выполнять. Например, в прошлом году Конституционный суд постановил, что решение ЕСПЧ о выплате компенсации в размере более чем 1,866 млрд евро по «делу ЮКОСа» не может быть исполнено. Но и без всякого решения КС наша страна не исполнила по итогам 2016 года 1573 постановления ЕСПЧ. Хотя, например, Италия не исполнила еще больше — 2350 решений. Неисполненными остаются дела о похищениях и незаконных депортациях мигрантов, запретах на проведение гей-шествий и пикетов, нарушениях в ходе следствия по уголовным делам, а также в ходе антитеррористических операций на Северном Кавказе, включая незаконные задержания, обыски, пытки и жестокое обращение. Россией не исполнены многие решения ЕСПЧ о выплатах из-за плохих условий содержания под стражей, а также нарушений прав человека в ходе операции по спасению заложников «Норд-Оста».

В прошлом году каждое пятое решение ЕСПЧ было вынесено против России. Всего за прошлый год ЕСПЧ вынес 993 решения по всем странам Совета Европы, из них по РФ — 228, и 222 решения касались того или иного нарушения Европейской конвенции по правам человека. На втором месте — Турция: по ней вынесено 77 решений, на третьем Румыния — 71, далее Украина — 70 решений. Мы также были на первом месте по числу поданных против России исков — 283, или 21% от всех вновь поданных жалоб. При этом число решений, вынесенных по России, в 2016 году увеличилось почти вдвое по сравнению с 2015 годом.

Типичные нарушения, найденные в нашей стране в 2016 году, касались права на свободу и безопасность (153), негуманное и унижающее достоинство обращение (64) и право на справедливый суд (41). По всем этим решениям наша страна должна была заплатить в качестве ответчика 7,38 млн евро.

Если Россия приостановит членство в ЕСПЧ, то это, скорее всего, будет означать, что она приостановит и свое участие в Европейской конвенции по правам человека, а также в Совете Европы как межправительственной организации. И хотя российская Конституция и другие федеральные законы отражают почти все права и свободы, прописанные в конвенции, есть спорные для общества темы. Например, смертная казнь и запрет голосования заключенным на выборах. В случае заморозки членства в СЕ Россия сможет, например, отменить мораторий на смертную казнь. Разумеется, россияне уже не смогут обжаловать решение российских судов в ЕСПЧ.

Многие политики охранительного толка, выступающие, в частности, за то, чтобы вообще исключить из Конституции ссылку на приоритет международного права, давно уже не держатся за членство в СЕ. Например, первый зампредседателя комитета по международным делам Совета Федерации Владимир Джабаров, представляющий в сенате Еврейскую АО, не видит никакой проблемы в том, чтобы заморозить членство в ЕСПЧ. «Мы до середины 1990-х годов не участвовали в работе институтов СЕ и жили вполне нормально», — говорит он. Однако ясно, что окончательное решение этого вопроса будет происходить не в Думе и не в Совфеде, а на высшем политическом уровне. И если там уже тоже решили, что нам пора вернуться к состоянию «до середины 1990-х годов», то так тому и быть. Но что-то подсказывает, что на сей раз с эдаким путешествием в политической «машине времени» еще немного погодят.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию