Азербайджан — камень преткновения «Восточного партнерства»
Лента новостей
Перед саммитом 37 международных правозащитных организаций обратились к лидерам ЕС, потребовав воздействовать на президента Азербайджана Ильхама Алиева. Ранее проект OCCRP сообщил, что политическая элита страны причастна к коррупции
В Брюсселе проходит саммит «Восточного партнерства», в которое входят ряд стран постсоветского пространства. Встреча может оказаться непростой.
Накануне саммита 37 известных международных правозащитных организаций обратились с открытым письмом к лидерам Евросоюза с требованием воздействовать на Ильхама Алиева. По их мнению, нужно прекратить политические репрессии в Азербайджане и потребовать большей открытости режима.
Авторы письма напомнили о результатах недавнего расследования «Организованная преступность и коррупция» проекта OCCRP (Organised Crime and Corruption Reporting Project). Он доказывал, что члены политической элиты Азербайджана создали схемы отмывания денег для тайного фонда размером около 3 млрд долларов с целью повлиять на некоторых европейских политиков. В частности, чтобы в адрес Азербайджана не звучали обвинения в нарушении прав человека.
Согласно данным OCCRP, «черную кассу» Азербайджан создал в 2012 году. Использовались четыре подставные компании, зарегистрированные в Великобритании. Далее средства переводились в Германию, Францию, Турцию, Иран и Казахстан и выплачивались лоббистам, журналистам, политикам из европейских стран и бизнесменам, которые должны были отстаивать интересы азербайджанского правительства.
С помощью средств из «черной кассы» подкупали европейских политиков, которые блокировали резолюции, осуждающие нарушения прав человека в Азербайджане, утверждалось в докладе. Высказывалось предположение, что «касса» была связана с семьей президента Азербайджана Ильхама Алиева, хотя сам он отрицает какую бы то ни было причастность к ней.
16 октября был взорван автомобиль мальтийской журналистки Дафны Галиции, которая, в частности, писала, что семья премьер-министра острова Джозефа Муската, предположительно, владеет офшорными компаниями, через которые перечислялись деньги от компании, связанной с дочерью президента Азербайджана Ильхама Алиева. Это убийство привлекло дополнительное внимание к расследованию OCCRP.
Азербайждан, равно как и некоторые другие страны — члены «Восточного партнерства», вообще с трудом вписывается в этот европейский институт. Его нельзя назвать однородным, говорит доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули:
Александр Тэвдой-Бурмули доцент кафедры европейской интеграции МГИМО «Главный оплот институционального «Восточного партнерства» — соглашение об ассоциации, оно кем-то из этих стран уже было подписано. Где-то это вызвало кризис, в первую очередь на Украине. Страны оказались пока вне ассоциации — Армения отказалась, Белоруссия находится вне этого процесса. Но реализуются конкретные проекты, как инфраструктурные, так и проекты, связанные с распространением европейских стандартов в области гражданского права, и так далее. «Восточное партнерство» предоставляет довольно много разных форматов, и это его держит на плаву, даже когда есть какие-то политические кризисы и тупики. Безусловно, оно играет очень большую роль и для Грузии, и для Молдовы. Фактически эти страны делают довольно серьезные усилия для приближения к стандартам ЕС. Оно не быстро, но, безусловно, меняет ситуацию в регионе. Азербайджан — довольно сложный субъект для «Восточного партнерства», по факту он в ценностном плане не слишком подходит для ЕС, потому что это такая классическая нефтяная авторитарная держава: с преследованием оппозиции, с отсутствием свободы слова или с ограничением существенным свободы слова, с пытками заключенных и так далее. ЕС не может игнорировать этот аспект. Если Азербайджан реально будет претендовать на какое-то приближение к ЕС, оно должно затрагивать не только чисто экономические аспекты, но и аспекты политические, на что Азербайджан вряд ли пойдет».
Минск желал бы видеть саммит «Восточного партнерства» ЕС как «максимально деполитизированное мероприятие, вносящее тем самым вклад в устранение факторов разобщенности в большой Европе», заявил ранее замначальника управления информации белорусского МИД Андрей Шупляк. «Белоруссия заинтересована в продолжении участия в «Восточном партнерстве», которое должно стать очевидно полезным для граждан Белоруссии и ЕС, облегчив условия ведения бизнеса, контакты между людьми, связи в различных сферах», — сказал он.