Васильев выдвинул кандидата в премьеры Дагестана
Лента новостей
По мнению руководителя региона, пост главы правительства должен занять министр экономики Татарстана Здунов. Что говорят в администрации президента о задержаниях в Дагестане?
Обновлено в 14:00
Руководитель Дагестана Владимир Васильев предложил назначить премьер-министром республики министра экономики Татарстана Артема Здунова. «Кандидатура министра экономики Татарстана на пост премьера будет рассмотрена депутатами Народного собрания Дагестана завтра, 7 февраля, на сессии парламента», — сказал представитель регионального парламента агентству «Интерфакс-Юг».
Ранее были задержаны чиновники Дагестана — премьер-министр Абдусамад Гамидов и двое его заместителей. Их обвинили в в мошенничестве в особо крупном размере. Речь идет о сумме, объем которой превышает 100 млн рублей. Правительство региона отправили в отставку.
Что об этом говорят в Кремле? Ситуацию в беседе с журналистами прокомментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Дмитрий Песков заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ «Разумеется, президенту докладывается о действиях правоохранительных органов, ну и тем более, когда речь идет о действиях власти в отношении таких высокопоставленных представителей. А в остальном — это все вопрос правоохранительных органов. Это не политический кризис, это продолжение работы правоохранительных органов. Это же касается не одного региона, такие действия имели место по всей стране. Это системная работа по всем регионам, и где это необходимо, такие действия правоохранительные органы предпринимают».
Ситуацию вокруг перестановок и уголовных дел в Дагестане комментирует директор Центра политологических исследований Финансового Университета Павел Салин:
— Уже дважды были раунды больших зачисток — в 1998 году и несколько лет назад, после прихода господина Абдулатипова. Но из-за того, что никаких альтернатив клановой системе управления не предлагалось, просто одни кланы замещали другие и воз был и ныне там. Господин Васильев предлагает сейчас альтернативу, то есть назначенцы со стороны.
— А почему именно Татарстан? Почему представитель мордвы?
— Я думаю, что здесь этничность нового премьера находится на десятой степени приоритетности, важно, что не представитель одного из дагестанских этносов. А что касается Татарстана, в принципе, регион признан успешным в смысле выращивания кадров. У нас много представителей Татарстана и в московском правительстве, и на федеральном уровне — министр связи Никифоров тоже из Татарстана.
— Дагестанские элиты смирятся с таким назначением?
— Очень хороший вопрос. Дело в том, что риск текущей ситуации заключается в том, что бенефициарами этой клановой системы в Дагестане является не только высший и средний уровень элиты, но в том числе и значительная часть населения. То есть там фактически, когда представитель одного этноса приходит на какой-то пост, тянет за собой на все связанные с этим посты выходцев из своего этноса, и самое главное — выходцев из своего села, из своего района. То есть там клиентела даже у самого маленького чиновника насчитывает сотни и тысячи фамилий. И как вот эта клиентела воспримет приход чужаков, это очень хороший вопрос, потому что поменять верхушку мало, нужно, чтобы низшие слои восприняли эту верхушку.
— История с Дагестаном, задержания — это единственный случай, разовый вариант или все-таки прецедент и стоит ждать продолжения?
— Зависит от того, какие предварительные результаты покажет этот дагестанский опыт. То есть федеральный центр, особенно силовая часть элиты, тяготится той моделью лояльности в обмен на дотации из федерального центра, которая сложилась в последние 15 лет. Это слишком дорого, но нужно что-то предлагать ей на смену. Если эта модель внешнего управления покажет свою работоспособность, если она не будет отторгнута местным населением, можно ожидать похожих сюжетов и в других Северокавказских регионах.
Какой реакции ожидать от политических и деловых кланов Дагестана? Пока есть только недовольные комментарии экс-главы региона Абдулатипова, который назвал задержания кампанейщиной. Местные элиты высказывают свое недовольство не слишком активно.
Чего ждать от смены власти в Дагестане? Комментирует эксперт по Кавказу Елена Самойлова:
Елена Самойлова эксперт по Кавказу «Очевидно, что Кремль преподносит зачистки в рядах дагестанской элиты как борьбу с местными кланами, как некую стратегическую работу по декриминализации республики. Это, безусловно, повышает рейтинг Владимира Васильева — нынешнего главы республики, который, кстати, буквально в первые дни после своего назначения заявил в Дагестане: «К вам пришла Россия, мы будем наводить тут порядок». Аресты высокопоставленных чиновников действительно радуют широкую дагестанскую общественность, я имею в виду простых людей с зарплатой 10 тысяч рублей. Они долгие годы живут с ощущением катастрофической несправедливости, тотального недоверия к власти. Но дело в том, что эта радость обычно быстро сменяется разочарованием, поскольку никаких серьезных изменений в социально-экономическом развитии республики, либо в улучшении положения населения после всех этих арестов не происходит. Именно так было в период руководства республикой Рамазана Абдулатипова, который также много говорил о борьбе с кланами и коррупцией, однако по факту-то мало что изменилось. Хочется верить, что на этот раз итогом всех проверок и чисток в управленческих структурах республики станет, наконец, заметное улучшение жизни простых граждан».
Во время обысков у премьер-министра Дагестана изъяли оружие, в том числе золотой пистолет, автомат Калашникова и боеприпасы.