Рябков: объясняться должна не Россия, а Великобритания
Лента новостей
Ранее Ангела Меркель заявила, что Москва должна доказать свою непричастность к отравлению экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля в Солсбери
Россия настаивает на скорейших объяснениях от британских властей по делу Скрипаля. Об этом заявил журналистам замглавы российского МИД Сергей Рябков. «Что бы ни говорили официальные лица Великобритании, именно они должны объясняться перед нами, а не мы перед ними», — сказал дипломат.
Рябков также напомнил, что Россия ликвидировала все запасы химоружия в соответствии с обязательствами, принятыми по Конвенции о запрещении химического оружия. «Никаких претензий к нам на эту тему не было», — добавил представитель российского МИД.
Ранее во вторник, 20 марта, канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Москва должна доказать свою непричастность к отравлению экс-сотрудника ГРУ. Доказывать пока нечего, считает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер:
Владимир Брутер эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований «Из того, что я слышал и от Джонсона, и от Мэй, не следует, что это вещество было произведено в России. Чтобы Россия это каким-то образом отвергала на доказательном уровне, необходимо подтвердить, что отравляющее вещество имело российское происхождение. Учитывая количество этого вещества, близость лаборатории и то, что название было известно как бы в момент совершения теракта — а название могло быть известно только от Мирзаянова, есть большая вероятность, что это вещество или хранилось, или было синтезировано, или было сделано в виде прекурсоров не обязательно в России. Если будет объективное с участием России подтверждение, что это вещество было сделано в России, тогда Россия должна объяснить причину происхождения и то, каким образом оно могло попасть в Великобританию. Если нет, то России просто нечего говорить».
В ЕС пока не говорят о введении новых санкций против России в связи с делом Скрипаля, однако этот вопрос может быть затронут на саммите Европейского совета 22 марта, сообщил журналистам высокопоставленный европейский чиновник на условиях анонимности. Могут ли в отношении России ввести новые санкции из-за дела Скрипаля?
Сергей Орджоникидзе председатель Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии «Санкции, я считаю, это очень хорошо для нашей страны, потому что наконец начали хоть что-то сами делать. А международное расследование — пожалуйста, пусть проводят. Смотрите, по Boeing международное расследование уже не первый год идет, и где нашли виноватых российских военных, где нашли российский след? Да нигде ничего не нашли, это просто болтовня. Не надо на нее так реагировать, как будто это что-то действительно серьезное. Это будет бесконечная процедура. Если не Крым, то Boeing, если не Boeing, то Скрипаль, если не Скрипаль, то еще что-нибудь найдут. Олимпийские игры нашли. Это бесконечная процедура. Если мы будем втягиваться в эту бесконечную перепалку, то мы всегда будем оправдывающейся стороной. А нам не надо быть оправдывающейся стороной, нашей вины нет ни в чем».
Сергей Рябков также заявил, что Лондон хочет использовать Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) для подкрепления обвинений против Москвы по делу об отравлении в Солсбери экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля. По словам дипломата, Лондон, вместо того чтобы «предоставить России полные сведения, о каком веществе идет речь, дать его образец, пройти по пути двустороннего взаимодействия, согласно предписаниям 9-й статьи Конвенции о запрещении химоружия, выбрал иной путь». «Великобритания через Секретариат ОЗХО запросила к себе экспертов этой организации. Теперь, видимо, усиленно ведет обработку этих экспертов», — сказал замглавы российского МИД. Не поторопились ли в Москве с этими обвинениями?
Кирилл Коктыш доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России «Заявить обеспокоенность — это и право, и долг России. Настаивать на том, чтобы работа ОЗХО была достаточно прозрачной и мандат России в полной мере учитывался, конечно, это и долг, и право, и обязанность России. Сейчас главная возможность отстаивать свой принцип и свои права. Сейчас ситуация, когда обвинения абсурдны, но никто не ищет подтверждения. Склепанная, очень противоречивая версия. Ситуация, когда Британия настаивает на том, что она права, потому что она Британия, на самом деле не имеет аналогов в международной практике».
Ранее Лондон потребовал высылки 23 российских дипломатов из-за дела Скрипаля. Сегодня они покинули Лондон. Россия в ответ заявила о высылке 23 британских дипломатов. В связи с этим сроки выдачи российских виз британцам могут увеличиться в два раза, заявил журналистам посол РФ в Лондоне Александр Яковенко.
Между тем Борис Джонсон считает позицию России по расследованию в Солсбери «все более странной». Об этом британский министр иностранных дел заявил в интервью журналисту Deutsche Welle Жанне Немцовой. По его словам, Лондон будет продолжать оказывать давление на Россию в связи с этим делом.
Во время беседы Джонсон, вспомнивший об убийстве в Москве отца Жанны Бориса Немцова, признался, что «вообще-то он русофил по жизни», но ему кажется, что Россия «идет в неверном направлении»:
«Я думаю, очень важно, во-первых, показать, что виновниками произошедшего не являются ни жители России, ни Россия. У нас нет ссоры с Россией. Вы знаете, я люблю Россию, у меня предки из этой страны. Дело не в этом, а в Кремле и в российском государстве — в том состоянии, в котором оно находится в настоящее время. Вот причина, по которой я сделал это заявление. Если вы посмотрите на вещество, которое использовалось, то это яд «Новичок». Такой вывод сделали наши эксперты из лаборатории «Портон-Даун», они хорошие специалисты. Мы пригласили Организацию по запрещению химического оружия, они прибудут сегодня, чтобы проанализировать образцы нервно-паралитического вещества. Вы также должны учесть, что Сергей Скрипаль, человек, которого они пытались уничтожить, был идентифицирован как цель атаки. Владимир Путин сам заявлял, что предателей, таких как Скрипаль, надо отравлять. Итак, это нервно-паралитическое вещество, которое делалось только в России».
Судя по всему, Джонсон имел в виду слова, сказанные Путиным еще в 2010 году, когда он занимал пост премьера. На встрече с вернувшимися на родину российскими разведчиками после обмена на Скрипаля, Сутягина, Запорожского и Василенко Путин заявил: «Это результат предательства, а предатели всегда плохо кончают». Позже стало известно, что он имел в виду Александра Потеева, сдавшего американцам россиян. По предположительной информации, он скончался в 2016 году при невыясненных обстоятельствах. Впоследствии Путин прокомментировал тот же шпионский скандал во время прямой линии:
«Что бы там ни было и какие бы 30 сребреников эти люди ни получали, они колом встанут у них в горле, уверяю вас. Прятаться всю жизнь, не иметь возможности пообщаться с близкими людьми... Знаете, человек, который выбирает такую судьбу, еще тысячу раз об этом пожалеет».
Ранее официальный представитель российского МИД Мария Захарова заявила, что в России и СССР никогда не было исследований по разработке химических веществ под названием «Новичок».