Морской пожар в Керченском проливе: число погибших продолжает расти
Загорелись два судна, они находились за пределами российских территориальных вод. На борту было топливо
Обновлено в 11:12
Потушить пожар на судах в районе Керченского пролива пока невозможно. Спасатели ждут полного выгорания сжиженного бытового газа, сообщили в Новороссийском командно-спасательном центре.
Возгорание на двух иностранных судах началось вечером 22 января — за пределами российских территориальных вод. Два танкера, которые загорелись, «Маэстро» и «Канди», шли под флагами Танзании из Темрюка в Ливию с топливом на борту.
По предварительным данным, всего на двух судах находились 32 моряка — граждане Турции и Индии. Россиян среди них не было. Спасти удалось 12 человек. Тем временем число погибших увеличилось до 14 моряков. Формат операции изменили со спасательной на поисковую.
По данным источников «Интерфакса», в момент возгорания два судна находились на якорной стоянке. Пожар начался во время нелегальной перевалки топлива. Огонь перекинулся с одного танкера на другой.
Как такое могло произойти и зачем танкерам понадобилось переливать топливо? Вот что говорит главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко:
Михаил Войтенко главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» «Два варианта ответа на это. Либо что-то техническое этого требовало, либо, что скорее всего, это была маскировка, что ли. То есть этот «Канди» работал как коллектор — груз выбирал, а «Маэстро» — как шаттл. Если судить по треку отслеживания за заходом в порты «Маэстро» и «Канди», они этим делом занимались давно — несколько месяцев. Оба, как известно, в санкционных списках США именно из-за торговли с Сирией. И если у «Канди» заход в Темрюк, то у «Маэстро» такая стандартная схема: вот он появляется в Стамбуле, в Черном море — исчезает, появляется снова в Стамбуле — исчезает. Работала связка: «Маэстро»-«Канди», и гнали этот газ в Сирию».
Учитывая, что перевозилось топливо, риск возгорания был чрезвычайно велик. «Иностранные суда грузились в Темрюке сжиженным газом», — сообщили «Интерфаксу» в морском спасательно-координационном центре «Новороссийск».
В порту Темрюк действительно есть терминал по перевалке сжиженного углеводородного газа Мактрен-Нафта. Он был построен в 2008 году. Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин обращает внимание на то, что речь идет не об СПГ:
Михаил Крутихин партнер консалтинговой компании Rusenergy «В Черном море судов, перевозящих сжиженный природный газ СПГ, нет, не существует и не может быть. На берегах Черного моря нет ни одного завода по сжижению, нет ни одного терминала по приемке сжиженного природного газа. Более того, в Черное море суда, груженные сжиженным природным газом, не пропускает через Босфор и Дарданеллы Турция. Судя по всему, по описаниям, загружены они были газом, это так называемая пропан-бутановая смесь. Это иногда называется сжиженный нефтяной газ. Это тот самый газ, который у нас на дачах в баллонах, питает наши кухни и все остальное. То есть да, такие суда мелкие есть, они проходят все проливы совершенно свободно».
В нейтральных водах Черного моря такие действия судов не редкость, говорит журналист «Керчь.ФМ» Белла Демидович:
Белла Демидович журналист «Керчь.ФМ» «По поводу якорной стоянки: там всегда стоят суда, которые ожидают либо прохода через Керченский пролив, либо перезагрузки грузов. Именно на стоянке они перезагружаются, это постоянно было на ее территории. Кому-то было очень дорого заходить в порты и платить портовые сборы».
Директор «Крымских морских портов» Алексей Волков сообщил «Интерфаксу», что ситуация не повлияет на судоходство, так как пожар возник в нейтральных водах, за пределами 12-мильной зоны.