Россия готова снизить импортные пошлины
Лента новостей
Уже в первом квартале будущего года многие ставки импортных пошлин, введенные в начале кризиса, могут быть уменьшены. Сейчас правительство рассматривает конкретные ставки по многим огражденным от излишней конкуренции отраслям, включая автопром и металлург
Уже в первом квартале будущего года многие ставки импортных пошлин, введенные в начале кризиса, могут быть уменьшены. Сейчас правительство рассматривает конкретные ставки по многим огражденным от излишней конкуренции отраслям, включая автопром и металлургию. Но задача облегчения ввоза в Россию иномарок вряд ли входит в планы чиновников.
«Ставки антикризисных импортных пошлин могут быть пересмотрены в первом квартале 2010 года», — заявил в четверг замминистра экономического развития Андрей Слепнев. Он напомнил, что за последний год были введены «защитные» ставки пошлин, в том числе по автомобильной технике и продукции металлургии. В настоящее время проводится анализ изменения соответствующих рынков, цен, состояния отраслей.
«Все факторы будут проанализированы, и в течение первого квартала будут предложены комиссии Таможенного союза определенные решения (по отмене «защитных» пошлин)», — сказал чиновник.
«В значительной степени возможный пересмотр ряда тарифов в пользу их смягчения, действительно, связан, прежде всего, с созданием Таможенного союза. Ряд положений придется привести в соответствие с новыми нормами, разработанными в рамках создания союза», — отметил в комментарии BFM.ru аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин.
Несколько ранее Андрей Слепнев уже уведомлял о таких планах, ссылаясь на поступающие в министерство сигналы, что антикризисные пошлины «начинают превращаться из лекарства в противоположность». В качестве примера он тогда привел ситуацию с комбайнами, пошлина на импорт которых была существенно повышена в начале года, что в итоге привело к росту цен на отечественную сельхозтехнику.
Среди защитных пошлин, которые были призваны оградить отечественный бизнес от разорения дешевым импортом, были как те, что вызвали резкий протест импортеров и потребителей, так и воспринятые участниками рынка и гражданами нейтрально.
В числе первых — заградительные пошлины на импортные автомобили, а нейтральный пример — недавно введенные защитные импортные пошлины на столовые приборы. Теперь китайские поставщики за растаможивание столовых приборов будут платить в четыре раза больше, а европейские — в два. И если раньше за растаможку 1 кг столовых приборов импортеры китайской продукции уплачивали менее доллара, то сейчас временная защитная пошлина — почти 2,5 доллара. Европейским импортерам придется платить немногим меньше.
Как отмечает руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» Андрей Приходько, заградительные пошлины применялись в целях сокращения оттока финансовых средств за рубеж и стимулирования продаж отечественных аналогов товаров, на которые вводились данные пошлины. «В условиях мирового финансового кризиса правительство посчитало важным сохранить и поддержать отечественного производителя, что вполне разумно», — комментирует BFM.ru эксперт.
По его мнению, свою задачу эти пошлины в какой-то мере, безусловно, выполнили. И если сравнивать импорт автомобилей 2008 года с 2009, то в этом году он сократился в разы по сравнению с предыдущим годом.
Андрей Приходько напомнил, что введение заградительных пошлин вызвало большие волнения на Дальнем Востоке в связи с тем, что очень много ввозилось на территорию РФ подержанных японских автомобилей, продажи которых в этом году упали в десятки раз. Но в настоящее время ситуация в экономике постепенно меняется, и не учитывать этих изменений нельзя. «Постоянная поддержка отечественных производителей может привести к нарастанию у них иждивенческих настроений, что может негативно отразиться на развитии российской экономики. Поэтому заградительные пошлины могут быть отменены, а увеличение конкуренции должно только положительно сказаться на уменьшении темпов роста цен», — заключил Андрей Приходько.
В свою очередь, Максим Клягин считает, что сложно оценить совокупный достигнутый эффект от действия заградительных пошлин, так как ситуация существенно различается в зависимости от конкретных отраслей. «Да, безусловно, политика протекционизма, как таковая, не всегда бывает оправданной, так как в ряде случаев способствует созданию неконкурентных условий и может негативно влиять на сбалансированное развитие того или иного рынка. При этом важно отметить, что в ряде случаев, особенно в условиях кризиса или, например, в тех стратегически важных отраслях народного хозяйства, которые испытывают существенное давление со стороны импортной продукции и остаются неконкурентоспособными, таможенно-тарифное регулирование, ориентированное на поддержку внутреннего производства, остается важным инструментом стимулирования развития», — заявил BFM.ru аналитик.
По его словам, к сожалению, пока надежды, возлагавшиеся на возможное импортозамещение, предпосылки для которого создавались на фоне ослабления национальной валюты и поддерживались в ряде отраслей более жестким таможенно-тарифным регулированием, себя не оправдали. Точки роста, конечно, есть, но вполне очевидно, что положительную динамику демонстрирует весьма ограниченное количество секторов. В тоже время, наверное, можно говорить о том, что политика протекционизма в кризисный период оказала определенную поддержку целому ряду отраслей.
Как предположил Клягин, минимальной корректировке будут подвержены стратегически важные направления и отстающие отрасли. «Нам представляется, что, например, в сфере потребительского рынка, где крайне высока доля импорта — по итогам 2008 года в структуре оборота розничного рынка на долю импорта приходится 45% в денежном выражении –- значительная часть ограничений будет сохранена», — сказал эксперт, уточнив, что, скорее всего, планируется сохранить и заградительные пошлины на ввоз иномарок.
Добавим, что Андрей Слепнев также сообщил, что количество ограничительных мер, действующих в отношении российского экспорта, за 2009 год сократилось с 111 до 96, однако совокупный ущерб от действующих запретов для экспортеров оценивается примерно в 2 млрд долларов в год.
Характерным примером можно считать недавнее введение Китаем антидемпинговых пошлин на российскую электротехническую сталь. Как заявил по этому поводу BusinessFM представитель НЛМК по связям с инвесторами и органами госвласти Антон Бузулев, при том объеме поставок, который существует на сегодняшний день, пошлина отразится примерно 3-4 миллионами долларов выплат. Если же уровень поставок будет расти, то соответственно пропорционально будет расти и сумма уплаченных пошлин.
Правда, в Минэконмразвития положительно оценивают свою деятельность по защите интересов российских экспортеров. Так, замминистра оптимистично отметил, что в 2009 году прекратили действия или в результате переговоров удалось предотвратить введение 24 ограничительных мер, и это принесло эффект в 700 млн долларов. Эта работа продолжается в постоянном режиме и в настоящее время проходят консультации чиновников Минэкономразвития с коллегами из Киевом, на которых обсуждается возможность отмены ряда мер в отношении России, действующих на Украине.