Данные Росстата о резком росте промышленного производства озадачили экспертов
Лента новостей
Ведомство отчиталось о максимальном с 2017 года росте на 4,1% в феврале по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Действительно ли промпроизводство резко ускорилось и на что обращают внимание эксперты?
Обновлено в 12:13
Промышленное производство в феврале резко пошло в рост. Росстат зафиксировал ускорение на 4,1% в годовом выражении.
При этом в декабре-январе промышленность росла не более чем на 2%. Главный рывок (почти на 4,5%) аналитики ведомства зафиксировали в обрабатывающей промышленности после падения и нулевого роста тремя месяцами ранее. В частности, производство одежды выросло на 18%, обуви — на 10%, телевизоров — на 15%, выпуск тракторов взлетел почти вдвое, а ящиков и коробок — на 6,5%.
Добывающая отрасль выросла более чем на 5%, и это сделало основной вклад в рекордные показатели, комментирует главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова.
Наталия Орлова главный экономист «Альфа-банка» «Стержнем картины по-прежнему остается достаточно быстрый рост в добывающих отраслях, темпы роста добычи полезных ископаемых в феврале составили 5,1%, в IV квартале прошлого года был семипроцентный рост. Поэтому траектория сектора добычи выглядит предсказуемой. А всплеск получился в результате быстрого улучшения февральской статистики в обрабатывающем секторе. Этот сектор в IV квартале показывал рост менее 1%, и в январе был спад. Является ли причиной этого роста, может быть, какой-то крупный заказ, который был реализован обрабатывающими секторами в феврале, или этот всплеск растянется на несколько месяцев — пока это вопрос. Но все равно общая картина ровно такая, какая виделась последние полгода: достаточно быстро растет сектор добычи, остальные сектора создают некоторую волатильность вокруг этого стержневого роста добычи».
Данные Росстата о резком росте промпроизводства озадачили некоторых экспертов. Возникают вопросы, например, почему при таком рывке промышленности производство электроэнергии выросло менее чем на 1%, отмечает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.
Георгий Остапкович директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «Ряд других косвенных индикаторов показывает, что вроде бы такого ускорения быть не должно. В частности, индекс PMI в обрабатывающей промышленности в феврале упал, индекс Росстата деловой активности, то есть мнение предпринимателей, тоже упал. Отгрузка на транспорте по крайней мере не выросла. То есть если продукция производится, она же, естественно, должна транспортироваться, значит, должен расти грузооборот железнодорожного транспорта, но этого не наблюдается. И последний индикатор: энерговооруженность, то есть потребление энергии, не выросла соразмерно росту деловой активности в промышленности. Но я бы не стал делать каких-то космических выводов по этому поводу, такие моменты наблюдаются. Когда растет отрасль, она могла расти на запасах, и эти индикаторы могли резко не увеличиваться. Но тенденция немного непонятная, поэтому надо проследить еще один-два месяца, как будет развиваться промышленность в целом и опережающие индикаторы в частности».
Рост промпроизводства действительно есть, но вряд ли столь высокий, какой показывает Росстат, считает главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «К сожалению, у Росстата довольно старая база для сравнения промышленных выпусков, и понятно, что за это время структура российской промышленности сильно поменялась. И в ряде случаев резкий рост выпуска каких-нибудь автобусов или каких-нибудь еще похожих позиций, которые неплохо в феврале выстрелили, или, например, пассажирских вагонов, которые неплохо растут, может существенно повлиять на итоговый результат просто за счет совокупного, накопленного за долгие годы искажения. В целом же из того, о чем можно четко судить из данных по промышленному выпуску, сравнивая февраль с январем, с предыдущими периодами, можно сказать, что в феврале действительно, похоже, наблюдался рост. С учетом календарного фактора, а именно одного праздника, которого не было в феврале этого года и который был в феврале прошлого, можно предположить, что этот рост мог бы выглядеть неплохо на фоне прошлогодних данных и на фоне январских показателей, что мы и наблюдаем. Дальше сложнее. Мог бы он выглядеть на 4,1%? Не могу сказать, что данные так выглядят, если честно. Хотя хорошо видно, что рост наблюдается в довольно значительном количестве различных видов деятельности».
Как отмечает РБК, по прогнозу аналитиков, опрошенных Bloomberg, консенсус-прогноз роста промышленности на февраль был на уровне 1,5%.