Подходит ли России четырехдневная рабочая неделя?
Лента новостей
Премьер Дмитрий Медведев не исключил в будущем введения четырехдневной рабочей недели. Что думают об этой идее работодатели?
«Весьма вероятно, что будущее за четырехдневной рабочей неделей», — такое заявление сделал премьер-министр России Дмитрий Медведев на Международной конференции труда в Женеве.
По его словам, технологический процесс приводит к сокращению не только рабочих мест, но и рабочего времени. Медведев напомнил, что 100 лет назад Генри Форд решился на сокращение рабочей недели с 48 до 40 часов и это привело к росту производительности.
Также премьер рассказал о современной новозеландской компании, которая благодаря четырехдневке увеличила производительность на 20%. При этом дополнительный выходной оплачивался, как и два других.
Вопрос о зарплате в случае перехода на четырехдневную рабочую неделю остается открытым. Об этом заявила вице-премьер Татьяна Голикова. Международная организация труда исходит из того, что уровень зарплат и соцобеспечения в результате такой реформы ухудшаться не должен, отметила она.
Business FM спросила у бизнесменов, как они относятся к идее сократить рабочую неделю на день. Президент группы компаний «Диана», член совета московского отделения «Опоры России» Дмитрий Несветов против.
Дмитрий Несветов президент группы компаний «Диана», член совета московского отделения «Опоры России» «Лично я был бы против. Возможно, для государства и государственных структур, может быть, четырехдневная рабочая неделя более экономически целесообразна. В частном секторе я, по крайней мере, такого не вижу. Что касается оплаты, то опять же вице-премьер правительства, скорее всего, может всерьез рассуждать, просчитывать и прикидывать относительно занятости в государственном секторе, то есть в бюджетной экономике, которая, конечно, составляет большую часть экономики страны. Но вряд ли все эти расчеты могут как-то всерьез оказать влияние на частный сектор. Обычно частный сектор сам определяет, за что и кому он платит».
Генеральный директор Совхоза имени Ленина Павел Грудинин говорит, что в сельском хозяйстве такой подход невозможен.
Павел Грудинин генеральный директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» «Что касается нас, сельхозпроизводства, то, понимаете, мы не считаемся со временем, как и во всем мире. Потому что если нужно убрать урожай, то какая четырехдневная рабочая неделя, там она и семидневная получается. А вопрос, насколько поднять зарплату, зависит от эффективности экономики. У нас, что, модернизация наступила, что мы можем обходиться меньшим количеством людей при производстве определенного количества продукции? Мне кажется, если думать о ВВП страны, то никакой четырехдневной рабочей недели мы, к сожалению, себе пока позволить не можем. Если думать о всяких популистских заявлениях чиновников, то, конечно, можно обсуждать все что угодно. Но пока, мне кажется, тем людям, которые предложили повышение пенсионного возраста, одновременно с этим говорить о четырехдневной рабочей неделе по меньшей мере странно».
Председатель совета директоров группы компаний «Обухов» Дмитрий Амелин с идеей резко не согласен, полагая, что «это вообще за пределами экономики».
Дмитрий Амелин председатель совета директоров группы компаний «Обухов» «Какая еще четырехдневная неделя? Мало того, что у нас праздники не по одной неделе, не сосчитать, так еще и три дня выходных? Тогда, думаю, рассчитывать на какие-то прорывы в экономике вообще не приходится. Я как работодатель против пятидневной рабочей недели. Работать четыре через четыре — с этим еще как-то можно смириться. Тогда, естественно, это не шесть часов и даже не восемь рабочий день. А при просто четырехдневной рабочей неделе какая зарплата? Это вообще за пределами экономики, это вообще не работа».
Переход на четырехдневную рабочую неделю в России возможен не ранее чем через 10-15 лет при увеличении производительности труда не менее чем на 20%, сказали ТАСС эксперты.