Минэкономразвития отказалось от «налога Чубайса»
Лента новостей
Министерство исключило из законопроекта о регулировании выбросов парниковых газов положения, касающиеся введения углеродного налога. В случае введения налога, по подсчетам аналитиков, потери одного «Газпрома» составят 8 млрд долларов в год
Минэкономразвития отказалось от углеродного налога, предложенного главой «Роснано» Анатолием Чубайсом, после замечаний Минэнерго, Минпромторга и Российского союза промышленников и предпринимателей. Ранее положения об этом сборе были в законопроекте о госрегулировании выбросов парниковых газов, исправленная версия уже направлена в правительство. Об этом говорится в письме замглавы МЭР Михаила Расстригина, на которое ссылается РБК. По информации издания, министерство предлагает вернуться к рассмотрению вопроса об углеродном налоге, если Россия не достигнет целей по сокращению выбросов.
Об инициативе Анатолий Чубайс рассказал РИА Новости на Петербургском экономическом форуме летом этого года. Вот как комментирует решение МЭР вице-президент РСПП Игорь Юргенс:
Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей «В том, что когда-нибудь это надо будет делать, нет сомнений. Однако в настоящий момент, когда рост не превышает 1,5% и мы знаем, что добрая четверть этого роста — это нефтяной, газовый и минеральный сектор, который способствует выбросам, здесь большой вопрос: этот инструмент сейчас уместен или надо его вводить несколько позже? Я понимаю как позицию Чубайса о том, что это все надо делать, так и позицию Минэкономики, которое в момент стагнации, если не рецессии, пытается создать условия для роста, пытается говорить о неповышении налогов, для этого снижается сейчас ставка Центробанком. Все предпринимается для того, чтобы немного дать возможность предпринимателям вкладывать быстрее, а дополнительный налог, тем более на такие ключевые отрасли — это тормоз. Между этой Сциллой и Харибдой, между плохим и очень плохим, надо выбирать».
Чубайс ранее напомнил, что «за последние несколько лет Евросоюз принял целый список решений, по которым товары, поставляемые в ЕС, в случае если они не удовлетворяют требованиям по предельным выбросам углекислого газа при производстве, облагаются дополнительным налогом».
Российская академия наук посчитала, что в случае введения «налога Чубайса» потери одного «Газпрома» составят 8 млрд долларов в год. В свою очередь член Общественного совета при Минстрое Рифат Гарипов ранее заявлял, что углеродный налог чреват повышением тарифов ЖКХ.
Директор Института стратегического анализа консалтинговой компании ФБК, профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев считает, что налог на выбросы парниковых газов рано или поздно будет введен. Правда, пока неизвестно, в какой форме.
— Пока нет единого мнения, в какой лучше форме находить эти дополнительные средства. Мы помним движение «желтых жилетов». С чего оно началось? С того, что фактически в цену бензина решили добавить маленькую составляющую, которая бы пошла как раз на эти экологические мероприятия. То есть в данном случае те, кто покупает бензин, внесли бы свой финансовый вклад в постепенное улучшение ситуации с климатом.
— Европа будет повышать налог на ввоз товаров, при производстве которых нормы выбросов были превышены. О какой именно группе товаров может идти речь? Как вообще узнают о том, что нормы были превышены?
— Как они узнают, интересный вопрос. Я думаю, все, что у нас производится из углеводородного сырья, попадает в поле зрения. Мы видим, какая борьба идет с пластиковыми пакетами, просто экономически невыгодно будет их производить, но речь идет не только о пакетах, а в целом о пластике. Как оценить, были превышены нормы или нет? Может быть, исходя из глобальных цифр, потому что все-таки на таком глобальном уровне уже нашли способ мониторить, выполняют страны свои обязательства по выбросу парниковых газов или не выполняют. Я думаю, все-таки это в большей степени техническая задачка, тут уж очень сильны мотивы, чтобы ее решить. Так что, если какие-то технические сложности есть, они будут преодолены.
В 2015 году было принято Парижское соглашение по климату. В настоящее время его участниками являются 197 стран, из них 170 его ратифицировали. Россия документ приняла, но не ратифицировала.