Путин назвал внешнее давление на Белоруссию беспрецедентным
Лента новостей
Президенты России и Белоруссии выступили с видеообращениями к участникам Форума регионов двух стран. Между тем лидер Франции Эммануэль Макрон пообещал Светлане Тихановской помочь в переговорах по разрешению кризиса в Белоруссии
Обновлено в 18:42
Владимир Путин назвал беспрецедентным внешнее давление на Белоруссию. Отношения России с Белоруссией братские, добрососедские и подлинно союзнические и не подвержены конъюнктуре, отметил российский президент в видеообращении к участникам Форума регионов двух стран.
Александр Лукашенко тоже выступил с видеообращением. Он заявил о готовности обсуждать с Россией все предложения по укреплению общей экономической безопасности и призвал последовательно выполнять взятые на себя обязательства.
Между тем Эммануэль Макрон после переговоров со Светланой Тихановской выразил надежду на то, что в ближайшие недели Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) возьмется за посредническую миссию. Как эти переговоры расценивают в Кремле, прокомментировал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
— Президент Франции встретился с гражданкой Белоруссии, в данный момент по-другому мы оценивать это не можем. Это право и президента Франции, и право этой гражданки Белоруссии. Мы уважаем право и его, и ее.
— Кремль видит в этом какую-то поддержку или нет?
— По всей видимости, президент Франции поддерживает эту гражданку Белоруссии. Мы это так воспринимаем.
Вряд ли Франция сможет сыграть значительную роль в разрешении политического кризиса в Белоруссии, полагает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
— И Франция, и Европейский союз занимают вполне определенную позицию, поддерживая одну из сторон в конфликте. Выступить в качестве медиатора с такими позициями довольно трудно. Сам факт того, что Макрон встречается с Тихановской, — уже четкая политическая заявка, которая, наверное, будет содействовать лишь росту отчужденности между нынешним руководством Белоруссии и Парижем. Я не вижу практических механизмов, которые могли бы реально обосновать включение Франции в этот процесс. Французам очень трудно встать над схваткой. Скорее всего, все-таки основную роль среди внешних игроков здесь может сыграть Россия, хотя, в общем, и Россия тоже в каком-то смысле отошла от своей немножко отстраненной позиции, которую она занимала в начале этого конфликта. К сожалению, сейчас ситуация в политическом пространстве Белоруссии идет к поляризации. В условиях поляризации внешним игрокам трудно сохранять позицию равноудаленности, а без этой позиции трудно выступать посредником.
— Дальше стоит ожидать, наверное, реакции Германии?
— С одной стороны, да, конечно, общий вектор европейской политики в отношении Белоруссии уже прорисовывается достаточно четко, но, с другой стороны, мы видим, что в вопросах санкций существуют разногласия. Понятно, что Германия не хотела бы заходить так далеко, как готовы зайти страны Балтии или Польша. Кроме того, надо еще понимать, что в Брюсселе, да и в Берлине тоже, умные люди стараются не создавать никаких оснований, чтобы в Москве заподозрили европейцев в прямом вмешательстве.
Светлана Тихановская сообщила, что на следующей неделе планирует встретиться с канцлером Германии Ангелой Меркель.
Какие цели преследует Макрон, встречаясь с Тихановской? Мнение ведущего научного сотрудника Института Европы РАН, эксперта по Франции Сергея Федорова.
Сергей Федоров ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, эксперт по Франции «Франция традиционно себя считает главным защитником прав человека. Официальная концепция такая, что любое правительство, министерство иностранных дел и тем более президент, считая, что где-то что-то нарушается — демократические права, гуманитарные права, Франция должна обязательно сказать свое слово. Эта мания великой гуманитарной державы, по мнению французов, присуща генетическому коду французской внешней политики. С другой стороны, Макрон всегда пытается стать лидером Европы, показать, что они, может быть, уступают Германии по экономической мощи, тем не менее в политическом плане они лидеры Европы, поэтому берет инициативу на себя».
О том, как во Франции восприняли переговоры между Макроном и Тихановской, рассказывает французский писатель и общественный деятель Марек Хальтер.
Марек Хальтер писатель, журналист, общественный деятель «Думаю, что это не интересует французское общество. Он хочет показать, что у него есть сила, что он против Лукашенко. Это верно, что Лукашенко не демократ, но все-таки это не проблема нашего президента, это проблема наших интеллектуалов. В газетах никто об этом не говорит, на телевидении — тоже. Я думаю, что будущее Лукашенко в руках Путина, не в руках нашего президента».
Президент американского Center on Global Interests Николай Злобин не видит во встрече Макрона и Тихановской ничего странного.
Николай Злобин президент Center on Global Interests «Это старая политическая традиция — встречаться и с официальной властью, и с оппозицией в разных странах мира. Тем более что в отношении Белоруссии в Европе есть относительный консенсус, что время Лукашенко, так или иначе, подходит к концу, считают они, надо искать другие точки концентрации власти в Белоруссии. Поэтому, мне кажется, сейчас вполне естественно движение со стороны Макрона. Я думаю, что он будет, может быть, первый, но явно не последний европейский лидер, который встречается с лидером белорусской оппозиции. Думаю, что вряд ли Макрон ищет роль модератора. Скорее всего, европейцы и французское руководство ищут модель перехода власти в Белоруссии, такую, которая устраивает их всех, скорость этого перехода и этапы этого перехода».
Накануне лидеры Литвы и Франции выступили за скорейшее введение санкций ЕС против Белоруссии, поскольку они не признают результаты белорусских президентских выборов и выступают против насилия в отношении протестующих. Светлана Тихановская заявила, что поддерживает точечные и персональные санкции против сторонников Александра Лукашенко, а не отраслевые, так как они могут нанести ущерб простым людям.