«Все остаются до конца». Что говорят жители Донбасса о новом обострении?
Лента новостей
Россия начала военные учения на фоне обострения ситуации в Донбассе. На этом фоне Business FM опросила жителей востока Украины. Изменилась ли их жизнь за последние дни?
С конца марта с востока Украины поступают сообщения о нарушении режима прекращения огня и переброске военной техники из Киева к линии соприкосновения. Владимир Зеленский призывает ОБСЕ срочно созвать заседание контактной группы. Местные СМИ пишут, что уже в ближайшие дни президент и представитель его администрации сами прибудут в Донбасс для выяснения ситуации.
Ситуация на линии разграничения ухудшается и «идет по нарастающей», заявил сегодня на пресс-конференции глава непризнанной ДНР Денис Пушилин. Но чувствуют ли напряжение сами жители региона и собираются ли они уезжать из Донбасса? Business FM опросила местных жителей. Вот что рассказал житель Донецка Алексей Ищенко:
— СМИ стращают, что вот-вот [начнется], конец апреля — начало мая. Но это [происходит] каждый год — у нас традиция уже такая. Техника якобы движется, но по факту периодические обострения [возникают] на линии разграничения. По утрам особенно хороший «будильник» срабатывает, а так чего-то явного не видно. Никаких приготовлений особых нет — люди уже все привыкли и [все время находятся] в ожидании [обострения]. У всех есть стратегические запасы, как я полагаю. Просто здесь дорожает все: топливо, продукты.
— Уезжать никто не собирается?
— Не знаю, лично из моих знакомых нет. Все остаются до конца.
Чтобы покинуть опасные районы, нужны деньги или приглашение родственников и друзей, но не всем так повезло, говорит житель Донецка Александр:
— Чтобы куда-то уезжать, надо либо быть с деньгами, либо [с приглашениями от знакомых] — чтобы тебя там ждали. Поэтому [в Донбассе] остаются те, кто не хочет никуда ехать, либо те, у кого нет такой возможности.
— А что касается вопросов безопасности? Правда ли, что подвалы освобождают на случай обстрела?
— Они у всех свободны уже сколько времени. Все ждут, когда будет [обстрел]. Все понимают, что рано или поздно это настанет.
— Какие-то изменения произошли? В соцсетях как-то обсуждают нынешние обострения?
— Все ждут, что что-то будет. Все говорят о том, что техника стягивается. Но когда это будет и что это будет, никто не знает.
Вот что думает о ситуации политолог и историк из Луганска Юлий Федоровский:
— Обстановка у нас стабильная. Мы в условиях войны живем уже семь лет, поэтому как-то привыкли к тому, что регулярно проходят слухи об обострении: вот-вот и Украина нападет. [Нынешнее] обострение особенно не отличается [от предыдущих], хотя уровень опасность внешне [выглядит] достаточно серьезно с учетом того, как Украина тащила свою бронетехнику открыто со всех сторон. [Сейчас] идут обстрелы вялотекущие, но пока что не на настолько серьезном уровне, чтобы в народе была какая-то паника. Люди живут обычной жизнью, проходят вакцинацию, готовятся к весенне-полевым работам, дворники подметают улицы.
— Говорят, что продукты дорожают.
— Я сегодня схожу на базар и проверю это утверждение, но пока я такого особенно не замечал.
На прошлой неделе в ДНР начался первый призыв солдат-срочников в армию. Сегодня власти республики опровергли информацию о том, что это связано с обострением обстановки на линии соприкосновения. Все 200 призывников не будут участвовать в боевых действиях.