Эксперты объяснили падение экспорта нефти из России в дальнее зарубежье
Лента новостей
Сокращение связано с высокой базой сравнения прошлого года. Сейчас экономически ситуация относительно лучше и для компаний, и для бюджета, говорят собеседники Business FM
Экспорт нефти из России в дальнее зарубежье упал почти на 16%. В январе-мае он составил порядка 85,5 млн тонн, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на оперативную сводку ЦДУ ТЭК.
В страны ближнего зарубежья с января по май поставки российских нефтяных компаний выросли на 60,5%, почти до 6 млн тонн. Речь идет про Белоруссию.
Объем добычи нефти и газового конденсата за пять месяцев сократился на 6%. Объем добычи газа вырос на 11%. Комментирует главный стратег «Универ капитал» Дмитрий Александров.
Дмитрий Александров главный стратег «Универ капитал» «Сокращение связано с высокой базой сравнения прошлого года, поскольку январь-февраль, начало марта — еще предкарантинное время, поэтому и потребление, и экспорт были высокими. Соответственно, если мы смотрим данные по экспорту в январе-марте, то там падение на 22%, январь-апрель — 20%, сейчас — 16%, чуть поменьше. По ходу года эта разница еще больше будет нивелироваться, когда будет включаться уже низкий объем экспорта прошлогоднего лета. Ни для экспортеров, ни для бюджета это ничего не означает, кроме того что постепенно восстанавливаются объемы экспорта, объемы выручки, особенно учитывая, что их цена будет все выше и выше по сравнению с ценой прошлого года. Здесь просто тот самый случай, когда очень сильный эффект имеет именно база сравнения, хотя до уровня, например, 2019 года нам, конечно, еще далеко, потому что в годовом выражении сейчас экспорт составляет порядка 205 млн тонн, по 2019 году экспорт в дальнее зарубежье — порядка 248 млн тонн. Порядка 0,8 млн баррелей в сутки может быть еще достигнуто к концу года при успешном восстановлении глобального спроса и глобальных рынков».
Такая игра цифр — это ковидное наследие 2020 года. На самом деле существенного сокращения экспорта нефти в дальнее зарубежье не произошло, соглашается ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности «Здесь свою роль играют январь-февраль 2020 года, потому что тогда еще фактически не было сделки ОПЕК+ и пандемия коронавируса до Европы не добралась. Поэтому, если мы посмотрим показатели за апрель-май 2020 и 2021 годов, то здесь скорее будет обратная ситуация, то есть в этом году объем добычи и, соответственно, экспорта в 2021 году был больше, чем в 2020-м, но за счет того, что существенное обрушение добычи экспорта произошло в апреле-мае 2020 года, и получаются разночтения. Сейчас же пока мировой рынок, европейский в частности, еще до конца не восстановились, и Россия не экспортирует свои стандартные объемы, поэтому подобное распространяется в годовых соотношениях. Но если мы посмотрим целиком на 2020-2021 год, то в итоге в 2021 году, я думаю, показатели будут лучше, чем в 2020-м, и добыча, и экспорт нефти у нас будут больше. Поэтому экономически ситуация относительно лучше и для компаний, и для бюджета, к тому же от средней цены государство высчитывает экспортную пошлину и НДПИ, поэтому и доходы бюджета у нас сейчас даже больше, чем запланированы. В прошлом году в январе-феврале цены были такие же, как сейчас, но в марте-апреле они существенно снизились, мы видели падение в апреле чуть ли не до 30 долларов за баррель. Сейчас же, если мы посмотрим по ценам, ситуация значительно лучше, потому что сейчас стабильно мы имеем коридор между 60 и 70 долларами за баррель на протяжении фактически всех месяцев 2021 года».
Ранее крупнейшие страны — производители нефти подтвердили приверженность прежним договоренностям ОПЕК+, в рамках которых в мае-июле увеличат добычу на 2 млн баррелей в сутки.