Франция отменила празднование в посольстве США 240-летия годовщины Чесапикского сражения
Лента новостей
Решение связано с созданием нового альянса между Австралией, США и Великобританией и разрывом контракта с Францией на строительство подводных лодок. Париж назвал это «ударом в спину»
Франция отменила торжественные мероприятия в своем посольстве в США в честь 240-летия годовщины Чесапикского сражения после скандала с подлодками.
Решение принято из-за создания нового альянса в сфере безопасности между Австралией, США и Великобританией. Благодаря ему Австралия получит атомные подлодки от новых союзников, а аналогичный контракт с Францией на 66 млрд долларов Канберра расторгла. Париж назвал это «ударом в спину». При этом ядерного оружия у Австралии по-прежнему не будет.
В рамках альянса страны будут сотрудничать в киберсфере, квантовых технологиях и в области искусственного интеллекта.
Вот как в Белом доме прокомментировали возмущение Парижа:
Альянс появился и по причине беспокойства стран-участниц ростом военного присутствия Китая в Индо-Тихоокеанском регионе. По оценкам аналитиков, это крупнейшее оборонное партнерство за последние десятилетия. Посольство Китая в Вашингтоне уже обвинило участников пакта в «менталитете времен холодной войны и идеологических предрассудках».
При этом президент Франции Эммануэль Макрон не раз заявлял, что альянс НАТО давно неактуален и Евросоюзу стоит разработать собственную оборонную стратегию. Комментирует политолог Андрей Кортунов:
Андрей Кортунов политолог «Во-первых, если посмотреть на официальную французскую реакцию, то одновременно с выражением сожаления по поводу разрыва контракта Франция подтвердила свои обязательства в отношении НАТО. Есть военно-морская активность, поэтому сейчас преждевременно говорить о разрыве. Но это повод для того, чтобы еще раз поставить вопрос о стратегической автономии, французские политики, я думаю, эту линию будут продолжать. Другое дело, что [достижение] политической автономии от Соединенных Штатов — процесс сложный, длительный, весьма дорогой. Как мы могли убедиться, даже такой мощный стимул, как администрация Трампа, не привел к какому-то качественному ускорению этого процесса. То есть процесс будет идти, но не столько по инициативе европейцев, сколько по инициативе американцев, чьи интересы больше перемещаются в азиатский регион, тем самым оставляют вакуум».
«Подлодочный кризис» между Францией и Австралией активно обсуждается в мировой прессе. Газета Politico считает, что «французский гнев» необоснованно обрушился на США, ведь контракт разорвала именно Австралия. А заявления Парижа и вовсе едкие. NYT сравнила «степень гнева» Парижа к США с разногласиями в 2003-м по поводу войны в Ираке. Это сигнализирует о растущем расколе между западными союзниками из-за Китая, отмечает газета. The Washington Post утверждает, что экономический ущерб Парижа от сорванной сделки меркнет на фоне «дипломатического оскорбления».
Хотя для Парижа такое развитие событий не было чем-то неожиданным, говорит эксперт российского совета по международным делам Андрей Фролов:
Андрей Фролов эксперт Российского совета по международным делам «Я думаю, Франция какое-то время повозмущается, поплачет в жилетку, что как же так получилось. Но для них это не стало секретом, потому что контракт был очень большим и сложным, причем на изделие, которого пока нет. Он постоянно сталкивался со сложностями, и австралийцы уже давно давали понять, что им много чего не нравится. Видимо, не удалось найти приемлемые форматы, это первый момент. Второй момент: мы не знаем, что им предложили американцы. Я вполне допускаю, что по факту американское предложение для австралийцев могло быть более выгодным, не говоря уже о том, что даже во французском контракте была большая доля американских поставщиков. Поэтому для австралийцев что-то принципиально, наверное, не изменилось».
Австралия подписала контракт с французской судостроительной компанией Naval Group на строительство 12 подлодок за 66 млрд долларов еще в 2016 году. Тогда его назвали крупнейшим оборонным контрактом в истории страны. С тех пор не было построено ни одной лодки.