16+
Воскресенье, 6 октября 2024
  • BRENT $ 78.14 / ₽ 7413
  • RTS931.29
22 сентября 2021, 00:28 Политика

Есть ли будущее у дистанционного электронного голосования в России? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

В России для того, чтобы люди поверили в честность и объективность такой системы, властям еще предстоит проделать большую разъяснительную работу, считает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Во время прошедших выборов в России в семи регионах было опробовано голосование через интернет. Председатель Совфеда Валентина Матвиенко уже успела заявить, что оно очень хорошо себя проявило на выборах и в будущем планируется его расширять. В Москве голосование проходило на платформе, разработанной мэрией, в остальных регионах — на платформе, разработанной ЦИК совместно с Минцифры и «Ростелекомом». Глава Минцифры Максут Шадаев в свою очередь заявил о готовности масштабировать систему такого голосования на всю страну. Между тем часть оппозиции критикует то, как именно в Москве проявило себя ДЭГ (дистанционное электронное голосование). Удастся ли убедить граждан в том, что система работает честно?

В Москве, где работа интернет-голосования вызвала наибольшее количество вопросов, основных претензий, по сути, две. Первая состоит в том, что оглашение результатов электронного голосования задержалось на 20 часов. Вторая — существенное расхождение результатов между офлайн- и онлайн-голосованием. В первом случае при этом вспоминают голосование по поправкам к конституции в прошлом году: дескать, результат объявили сразу. Да, сразу, но только само онлайн-голосование закончилось за день до окончания голосования на участках. К тому же в этот раз в Москве была опробована возможность переголосовать в течение суток, что теоретически снижает возможность административного давления на голосующего. Правом переголосовать воспользовались около 200 тысяч москвичей из 2 млн, выбравших такой способ волеизъявления. Это сильно замедлило подсчет голосов.

Со вторым аргументом скептиков сложнее. Ведь именно после того, как были оглашены результаты интернет-голосования в Москве, проиграли несколько известных оппозиционеров-одномандатников, которые до тех пор вполне уверенно лидировали в голосовании офлайн. Разрыв результатов по партспискам между двумя видами голосования за главных конкурентов — «Единую Россию» и КПРФ — в Москве также составил заметные 7-8%. Тогда как у других прошедших в Думу партий такого разрыва практически не было. Защитники онлайн-голосования в свою очередь уверяют, что блокчейн, на принципах которого устроено онлайн-голосование, подделать и скорректировать в нужную сторону невозможно, к тому же все заинтересованные желающие могли получить доступ к результатам такого голосования с помощью специальных ключей и убедиться, что система чиста и честна. С другой стороны, те, кто этим воспользовался на деле, говорят, что разобраться, что там к чему, с этими ключами из 60 знаков невозможно без спецподготовки — черт ногу сломит. С третьей стороны, пока со стороны специалистов не прозвучало ни одного аргументированного доказательства того, что в системе были или хотя бы технически возможны манипуляции со стороны. Осталось только убедить в этом же всех избирателей, часть которых заведомо скептически относятся к тому, как власти проводят выборы что офлайн, что онлайн.

Что касается разных результатов голосования — то и они могут быть теоретически объяснены тем, что у единороссов и коммунистов слишком разный электорат. К тому же со стороны оппозиции была довольно сильная агитация против голосования онлайн, она призывала прийти на участки лично. Это напоминает то, как в ходе последних президентских выборов в США Трамп и республиканцы всячески выражали скепсис по поводу голосования по почте. В результате многие республиканцы на почту и не пошли. Трамп, уверенно победив в голосовании на участках, затем просел и не менее уверенно проиграл выборы по итогам почтового голосования.

В мире пока есть лишь одна страна, которая максимально широко практикует выборы через интернет. Это Эстония, где цифровизация вообще зашла очень далеко. Там так голосуют с 2005 года. Но до сих пор таким образом волеизъявляются все же менее половины избирателей. Кстати, онлайн-голосование в маленькой Эстонии заканчивается за четыре дня до офлайн-выборов. А вот в родственной Эстонии Финляндии после изучения вопроса о возможности дистанционного электронного голосования в 2017 году вынесли отрицательный вердикт, сочтя, что рисков для кибербезопасности больше, чем пользы от процедуры.

В ряде стран Европы проводили эксперименты с интернет-голосованием на выборах разного уровня, в частности во Франции, Швеции, Германии. Но от массового перехода к такой форме все же пока воздержались. Швейцария пыталась внедрить систему удаленного голосования через интернет в 2019 году, но потом заморозила проект из-за «критических уязвимостей в исходном коде системы». От самой идеи не отказались и собираются вернуться к ней теперь уже в 2022 году. Пока дистанционно там голосуют экспаты, как и в ряде других европейских стран. В Канаде дистанционное интернет-голосование проводится в ряде провинций на местных выборах. В то же время во многих странах имеется система электронного голосования, которая от нашей дистанционной отличается прежде всего тем, что избиратели голосуют электронным способом на избирательных участках, а не дома.

В век цифровых технологий онлайн-голосование со временем станет всеобщей практикой. В России для того, чтобы люди поверили в честность и объективность такой системы, властям еще предстоит проделать большую разъяснительную работу. То обстоятельство, что наша страна идет почти впереди всей планеты по этой части, пока лишь у части общества вызывает гордость за наши технологии и уверенность в том, что они используются во благо. Тогда как у другой части по части благонамеренности разработчиков системы онлайн-голосования есть вполне определенные опасения.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию