16+
Вторник, 19 ноября 2024
  • BRENT $ 72.89 / ₽ 7285
  • RTS848.03
30 сентября 2021, 13:01 Общество

Общий список иноагентов Минюста за один день увеличился сразу в полтора раза

Лента новостей

Больше всего иноагентов министерство выявило в средствах массовой информации — сразу 24, в то время как за все четыре года существования этого реестра в него попали только 48 редакций, персон и компаний

Фото: Сергей Карпов/ТАСС

Обновлено в 14:55

Министерство юстиции пополнило новыми фамилиями и организациями все три своих «ино-реестра»: СМИ, НКО и незарегистрированных общественных объединений.

Больше всего иноагентов Минюст выявил в средствах массовой информации — сразу 24, в то время как за все четыре года существования этого реестра в него попали в общей сложности только 48 редакций, персон и компаний.

Накануне Минюст дополнил список СМИ-иноагентов 20 представителями движения в защиту прав избирателей «Голос», которое ранее тоже было признано незарегистрированным объединением. Еще в списке СМИ-иноагентов оказались руководители проекта «Медиазона» Петр Верзилов и Сергей Смирнов, а также компания — учредитель этого издания.

В список незарегистрированных общественных объединений-иноагентов включен медиапроект «ОВД-Инфо», а реестр НКО-иноагентов дополнен Ивановской областной общественной организацией «Центр гендерных исследований» и «Нижегородским центром немецкой и европейской культуры». Его директор Павел Милославский дал такой комментарий Business FM:

— Еще с прошлого года нами занималась прокуратура по поводу одного события, связанного с приездом делегации из Германии, которую они посчитали политическим мероприятием. Я вынужден был добровольно подать заявление на включение организации в реестр, но мне отказал Минюст, я не смог указать ни форм политической деятельности, ни цели политической деятельности, так как их нет. Соответственно, по этому формальному признаку нам и отказали. После этого была внеплановая проверка областного Минюста без каких-либо выводов, но, судя по всему, результат этой проверки оказался достаточным для того, чтобы включить в реестр. Я ведь на самом деле узнал о том, что нас включили туда, из новостей.

— Насколько попадание в список затруднит теперь вашу деятельность?

— Мы будем лишены возможности какого-то бюджетного финансирования или финансирования мероприятий, в которых принимает участие наш локальный Минкульт и прочее, то есть мы просто будем вычеркнуты из числа структур, с которыми можно работать. Я предполагаю, что часть контрагентов откажется с нами подписывать договоры, соответственно, думаю, что деятельность организации будет постепенно сворачиваться.

«Нижегородский центр немецкой и европейской культуры», созданный 12 лет назад при поддержке посольства Германии и под патронатом Немецкого культурного центра имени Гёте, организовывал кинофестивали, музыкальные концерты, выставки и театральные постановки. Теперь на его сайте появилось такое сообщение: «За посещение наших концертов вам не будет присвоен статус «Иностранного агента».

В начале сентября российское медиасообщество предложило внести поправки в Закон об иноагентах. Обращение к президенту, его пресс-секретарю Дмитрию Пескову и главе Минюста Константину Чуйченко подписали более двадцати журналистов. Песков тогда назвал обращение «конструктивным предложением», которое будет рассмотрено «на предмет реализуемости».

Расширение в России списка СМИ-иноагентов не угрожает свободе слова, заявили в Кремле сегодня. «Нет, выполняется закон. Если вы получаете иностранные деньги, то вноситесь в этот список», — сказал Песков.

Пресс-секретарь президента добавил, что обсуждение документа возможно после начала работы Госдумы:

«Дума же еще не заработала, очень важно, чтобы заработал парламент, и как раз после того, как закончится формирование комитетов и так далее, нужно приступать к контактам, к обсуждениям цеховых предложений, которые были сформулированы, что очень позитивно. Здесь очень позитивно выступать с точки зрения конкретных предложений, а не каких-то эмоциональных требований, а именно конкретных деловых предложений, поэтому нужно чуть-чуть набраться терпения и затем уже приступить к консультациям».

Появились ли какие-то подвижки после этого обращения? Вот что говорит один из подписантов письма главный редактор «Агентства новостей ТВ-2» в Томске Виктор Мучник:

Виктор Мучник главный редактор «Агентства новостей ТВ-2» в Томске «Вообще, у меня особых иллюзий не было, когда я это подписывал, и вообще я не большой сторонник каких бы то ни было диалогов и каких бы то ни было просьб, обращенных к существующей власти, не очень верю в продуктивность такого рода обращений. А кроме того, я категорический сторонник того, что закон об иноагентах надо не поправлять, а менять. Поэтому с большими колебаниями тогда подписывал это письмо и только с тем условием, что там содержалось требование аннулировать существующий список иноагентов как антиправовой, мне казалось это важно. Ну, я могу допустить, что что-то в конечном счете будет поправлено, хотя не факт, но это все равно что покраска решеток в тюрьме в свежие, радующие глаз цвета».

Кремль ответил на письмо, но никаких изменений пока не последовало, рассказывает главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, который тоже подписал обращение.

Дмитрий МуратовДмитрий Муратов главный редактор «Новой газеты» «После того, как было опубликовано письмо, подписанное главными редакторами нескольких десятков газет и других изданий, последовала ожидаемая реакция из Кремля, и Дмитрий Песков сказал, что письмо выдержано в нормальных тонах и достойно того, чтобы его внимательно рассмотреть. С тех пор еще, наверное, с дюжину различных изданий и журналистов были признаны иностранными агентами. Я понимаю, что, видимо, ситуация связана с пересменком в Государственной думе, но пока обнадеживающих сигналов я не вижу, потому что вчерашняя история с «Медиазоной» и с «ОВД-Инфо» (признаны иноагентами), на мой взгляд, профессиональными, внятными, абсолютно нерадикальными изданиями… Мне очень жаль, что они, как и иные, пополнили этот список без суда. На чем мы настаивали? Ребята, давайте суд, давайте в суде предъявите, пожалуйста, почему вы считаете это издание иностранным агентом? Издание и его адвокаты имеют право на это ответить, и решение будет принимать суд. Я не обольщаюсь по поводу российских судов, но сама процедура хотя бы должна быть соблюдена. Но сейчас тебе приходит предписание о том, что ты уже совсем другой, и с этим нужно смириться и сглотнуть, вот сглатывание — это главный процесс, который сейчас происходит с медиа».

Минюст ведет реестр иноагентов-НКО в течение девяти лет, иноагентов-СМИ в течение четырех лет, а физлиц — иностранных агентов ведомство вносит в список с 2020 года.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию