Политологи — о переговорах Путина и Байдена: «Никаких особых прорывов и сенсаций не было»
Лента новостей
Они длились два часа. Американский президент, как и ожидалось, предупредил российского коллегу о «сильных экономических и иных мерах» в случае военной эскалации с Украиной. Об этом сообщает Белый дом. Пресс-служба Кремля пока не подвела итоги встречи
Обновлено 8 декабря в 16:00
Владимиру Путину понравился формат онлайн-общения, он позволяет откровенно разговаривать, сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
По его словам, говорить о сроках и формате нового контакта сейчас невозможно, сначала должны состояться контакты представителей. Речь пойдет о вопросах стратегической безопасности на континенте, о чувствительных вопросах отношений двух стран, включая названные Москвой «красные линии» — продвижение НАТО на восток и размещение у границ РФ наступательных вооружений.
Было ли еще что-то, о чем говорили президенты и что осталось за кадром? Мнение председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике, политолога, главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова:
Федор Лукьянов председатель Президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «Никаких необъявленных итогов нет, более того, я думаю, что проблема как раз в том, что итогов нет вообще, тех итогов, которые можно было четко записать, формализовать и предъявить. Отсюда довольно заметная расплывчатость формулировок и не очень типичная длительность обнародования даже официальных заявлений на этот счет. Понятно, что разговор был тяжелый, понятно, что позиции никоим образом не сблизились, был обмен видениями, которые кардинально отличаются друг от друга. Из того, что обнародовано, некоторый намек на возможные дальнейшие шаги, которые будут иметь содержание, это упоминание чувствительных вопросов, которые связаны с системой европейской безопасности, и которой велено продолжить диалог на эти темы. Это, наверное, можно интерпретировать как некий ответ на основную заявку России по долгосрочной гарантии безопасности. Это дает зацепку некоторую так же, как после Женевы объявили два диалога по двум важным вопросам: кибербезопасности и ядерного вооружения. Так и здесь можно это так интерпретировать, но посмотрим так ли это на самом деле, будут ли эти диалоги. А так все в минорном тоне, взаимопонимания нет, и, видимо, в ближайшей перспективе нас ждут новые обострения и нервозная обстановка, связанная именно с кардинальным расхождением взглядов на важные для сторон проблемы».
Вечером 7 декабря состоялись онлайн-переговоры Владимира Путина и Джо Байдена. Президент России выходил на связь из сочинской резиденции Бочаров Ручей, а американский — из Вашингтона. Встреча продолжалась около двух часов и завершилась в девятом часу вечера по московскому времени.
Белый дом раскрыл содержание контактов с минимальными подробностями. Согласно пресс-релизу, Байден заявил Путину о готовности Запада «ответить мощными экономическими и иными мерами в случае военной эскалации» в отношении Украины. Также указано, что лидеры обсудили «стратегическую стабильность, вирусы-вымогатели и совместную работу над региональными вопросами, такими как Иран».
Вот что о разговоре рассказал помощник президента России Юрий Ушаков:
О результатах встречи рассуждает профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси Андрей Коробков:
— Длительность была примерно та же, что и во время очной встречи в июне между Байденом и Путиным. Ясно, что никаких особых прорывов и сенсаций не было. Но в этом есть определенные плюсы, то есть не было конфликта, когда стороны хлопали дверями. Но в то же время ясно, что проблемы сохраняют значение, никуда не уходят и каких-то кардинальных решений в отношении Украины также не было достигнуто.
— Можно сказать, что главная тема — это гипотетическое вторжение на Украину России, о котором последние недели пишут западные СМИ. Байден предупредил Путина о мощных мерах в случае эскалации. О каких мерах может идти речь?
— Меры известны уже много лет, они все время муссируются. Первое — это личные санкции против окружения Путина, вплоть до полного блокирования их доступа в западные страны и блокирования их счетов. Второе — удар по российскому суверенному долгу и окончательное закрепощение операций. И третье — отключение от системы SWIFT.
— Сообщается, что эти санкции уже убрали из проекта американского оборонного бюджета. Все это могут вернуть обратно?
— Естественно. Гораздо выгоднее Западу их использовать в виде потенциальной угрозы, чем принять эти меры и потом остаться вообще без каких-либо козырных карт. Обе стороны это прекрасно понимают.
Сразу по окончании переговоров на лентах появились сообщения об изменениях в проекте оборонного бюджета США. Как указывает ТАСС, из документа убрали положения о санкциях против «Северного потока — 2» и о запрете на приобретение лицами из США суверенных долговых обязательств России.
Но при этом в проекте говорится о выделении 300 млн долларов на военную помощь Украине и 4 млрд «на Европейскую инициативу сдерживания» России.
О чем могут говорить такие сигналы? Комментирует генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:
— Я думаю, что ни у кого не должно было быть иллюзий, что после разговора с Путиным Байден откажется от своей общей стратегии в отношении Украины или перестанет оказывать этой стране военную помощь и объявит о том, что Украина никогда не станет членом НАТО. Вопрос заключается в том, насколько стороны могли или не могли договориться о взаимной сдержанности, в том числе и в отношении Украины, то есть насколько военная помощь Соединенных Штатов будет исключать какие-то системы вооружений, которые могут использоваться при проведении масштабных наступательных операций.
— Буквально на днях Байден не исключил размещения ударных комплексов и даже гиперзвукового оружия на территории Украины.
— Да. И более того — там есть вопросы, касающиеся возможности размещения в Европе нового поколения американских ракет средней и меньшей дальности, поскольку Соединенные Штаты Америки не связаны более договором о ликвидации РСМД. Здесь вопрос заключается в том, насколько эти возможности, от которых в принципе американская сторона отказываться не будет, станут реальностью, потому что по-разному можно использовать в том числе деньги, выделенные на военную помощь, можно передавать оборонительные системы, можно — наступательные, можно самые современные.
В начале общения Путин и Байден обменялись приветствиями, при этом президент США выразил сожаление, что не смог встретиться с российским коллегой на октябрьском саммите «двадцатки» в Риме.
По окончании контактов Байден отправился обсуждать их итоги с Ангелой Меркель, Эммануэлем Макроном и другими европейскими лидерами. Что он может сказать союзникам? Комментирует глава коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» и директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко:
Евгений Минченко директор Международного института политической экспертизы «Важная составляющая — это антураж. После встречи с Путиным Байден сразу обсудит это со своими европейскими коллегами. Я думаю, что он сообщит о содержании разговора. Но в целом я думаю, что сам факт того, что сейчас происходит этот диалог, говорит о том, что необходимо переосмыслить общую философию безопасности в Европе. Потому что линия Запада — мы будем делать что хотим, и нас абсолютно не волнует позиция России — это абсолютно какая-то странная история. Поэтому по кибербезопасности начали разговор, по ядерному вооружению начали разговор (при Байдене даже уже достигли определенных подвижек), и дай бог удастся все-таки разобраться с общей архитектурой безопасности на европейском континенте».
Един ли подход к решению проблемы Донбасса у американцев и европейцев? Комментирует директор фонда изучения США имени Франклина Рузвельта в МГУ Юрий Рогулёв:
Юрий Рогулёв директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта в МГУ «Сложно говорить о единственном подходе США и европейских союзников к украинской проблеме. По-моему, нет единства в подходе и у самих США. С одной стороны, они поставляют вооружение в зону конфликта, планируют и делают маневры и базы. А с другой стороны утверждают, что они стоят на платформе решения конфликта с использованием Минских соглашений. Как это все стыкуется, не знаю. Понимают ли они сами? В принципе для США Украина — это клиент, но не более того. То есть ради Украины, конечно, они не будут таскать каштаны из огня и идти на конфликты, но с другой стороны, они не будут бросать Украину, в которую уже вложили миллиарды долларов. Что касается европейцев, здесь ситуация тоже меняется, потому что ушли или уходят те деятели, которые были связаны с заключением Минских соглашений. Для новых эта проблема как бы чужая, они не несут ответственности за нее. На этом перепутье оказались европейцы и американцы, и, конечно, Украина этим пользуется, она пытается всячески отпихнуться от этих Минских соглашений. Я думаю, в этом вся сложность. Но Россия обозначила свои принципы, обозначила, что она не потерпит ухудшения вопросов, связанных с безопасностью на своих собственных границах, и продемонстрировала решимость этого не допустить, со временем западные страны будут вынуждены принимать это в расчет».
О том, как на Украине восприняли переговоры о ней, но без нее, рассказывает украинский политолог, директор «Института глобальных стратегий» Вадим Карасев:
Вадим Карасев украинский политолог, директор «Института глобальных стратегий» «Думают по-разному, все дают разные оценки, потому что правящий класс расколот, да и общество тоже. Поэтому кто-то делает акцент на том, что, наконец-то Байден поставил на место Россию, кто-то наоборот говорит, что этот саммит был в пользу России, теперь Украине придется выполнять Минские соглашения. Центристская, более вменяемая, рациональная точка зрения заключается в том, что Америке и РФ удалось договориться по Украине посередине, а именно по Минским соглашениям и по «нормандскому формату», которые надо выполнять. Поэтому украинской власти, правящему классу и парламенту придется крепко задуматься, как выстроить правильно, не нарушая разного рода внутренние политические балансы и не создавая конфликтогенные зоны внутри страны, работать над реализацией Минских соглашений. Хватит ли сегодня у власти ресурса для того, чтобы принять в конституцию закон об особом статусе территорий, отдельно территорий Донбасса или принять не только законодательно, но и политически, с точки зрения общественного мнения. Закон об амнистии, закон о выборах на территории ДНР и ЛНР, как провести их, какие тут могут быть модальности. Казалось бы, это больше техническая работа, политтехнологическая, но она рискованна для нынешних властей с политической точки зрения. В Украине сегодня фактически внутриэлитная война между [президентом Украины] Владимиром Зеленским с его командой и почти всей остальной политической элитой. Но это уже, наверное, будет проблемой США, как поработать и с властью, и с оппозицией для того, чтобы американцы не выглядели тоже голословными. Потому что заверения и, хотя и неформальные, не юридические, но все-таки обязательства по Минским соглашениям они взяли. Как до встречи, как во время встречи, так и уже после встречи с Путиным. Но окончательно это все прояснится после разговора Байдена и Зеленского, он состоится в четверг».
По окончании переговоров появились сообщения об изменениях в проекте оборонного бюджета США на 2022 год, в документе больше не говорится о санкциях против российского госдолга, «Северного потока — 2» и 35 россиян. Но проект подразумевает выделение 300 млн долларов на военную помощь Украине и 4 млрд долларов на сдерживание России, что на полмиллиарда больше, чем просил Белый дом. Насколько сильно США смогут вооружить украинскую армию? Мнение эксперта российского совета по международным делам Андрея Фролова:
Андрей Фролов эксперт Российского совета по международным делам «300 млн долларов — это неплохая сумма, особенно на фоне украинского военного бюджета, который в переводе на доллары составляет примерно 5 млрд. И 300 млн долларов — это существенное превышение бюджета именно на закупки. Но мы должны понимать, что в этих 300 млн долларах сидит не только вооружение, но и оплата инструкторов, образовательных программ. В любом случае очевидно, что можно наблюдать рост поставок вооружений. Об этом уже шла речь, были вбросы, что, во-первых, могут поставить дополнительные партии противотанкового вооружения, во-вторых, могут поставить вертолеты Ми-17, которые в свое время были закуплены для афганской армии, они, видимо, еще остались на территории США. В-третьих, были разговоры о том, что могут поставить переносные зенитно-ракетные комплексы «Стингер» и такие традиционные вещи, как транспорт, средства связи, возможно, дополнительную партию патрульных катеров, кораблей, которые уже сейчас поставляются. Поэтому на 300 млн долларов, конечно, можно развернуться».
По окончании переговоров Эммануэль Макрон выразил надежду, что контакты между лидерами России и США позволят снизить напряженность в отношениях между Москвой и западными странами. «Наша стратегия заключается в том, чтобы начать работу в русле снижения напряженности», — цитируют его СМИ. Как выразился президент Франции, Запад стремится «вернуть Россию в форматы координации» для «снятия напряженности в отношениях РФ с НАТО».