Booking.com исполнил требование ФАС и отменил паритет цен
Лента новостей
По мнению отельеров, это ничего не изменит. Большинство отелей на своих сайтах уже давно выставляют цены ниже, чем в других онлайн-системах, при этом поток с Booking не уменьшился
Обновлено в 15:40
Антимонопольная служба год назад завела дело в отношении агрегатора Booking.com. В итоге сервис был оштрафован на рекордные 1,3 млрд рублей еще в августе. Компания с этим не согласилась и подала иск в Арбитражный суд, но тот заявление отклонил.
Сервис больше не запрещает гостиницам снижать цены на других ресурсах. Ранее Федеральная антимонопольная служба пришла к выводу, что компания злоупотребляет доминирующим положением на рынке, запрещая отелям устанавливать более выгодные цены на других площадках.
Для отельеров новое решение ничего не изменит, считает гендиректор трехзвездочной гостиницы «Адмиралтейская» в Петербурге Ольга Киселева:
— Уже большинство отелей на своих сайтах выставляли цены ниже, чем в других онлайн-системах, и поток с Booking не уменьшился, я думаю, что они не потеряли ни в коем случае какие-то доходы, это мощная раскрученная площадка, и вряд ли вообще это как-то могло повлиять на их финансовую стабильность. Гости, если отели не сетевые, малоизвестные, выбирают проверенного поставщика услуг, например, Booking, чтобы быть уверенным в том, что их не обманывают, какая-то будет гарантия.
— С собственными сайтами понятно, а «Островок»?
— У «Островка» немножко другая политика, они, имея свою комиссию, немножко жертвуют ею и выставляют цену ниже. Но мы как не могли никогда повлиять на «Островок», так и до сих пор не можем. Он жертва своей комиссии, и выставляет цену ниже, чем на Booking и на всех других каналах. У Booking и «Островка» есть комиссия 20%, условно говорю, Booking хочет, чтобы номер отельера был продан за 5 тысяч, и с этих 5 тысяч он получит комиссию 20%. А «Островок» хочет, чтобы у него был объем продаж, поэтому он поставит самостоятельно номер не за 5 тысяч, например, а за 4500, и получит свою комиссию не 20%, а 10%, и будет радоваться этому.
Booking берет с отеля комиссию в 20% с каждого успешного бронирования. В самом Booking.com Business FM сообщили, что разочарованы таким решением. Суд, по мнению сервиса, оперировал неверными цифрами и не понял, что паритет цен был справедливым, поддерживал конкурентные цены и был выгоден туристам.
С другой стороны, претензии ФАС понять легко, говорил тогда вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, управляющий партнер «Альянс Отель Менеджмент» Вадим Прасов:
Вадим Прасов вице-президент Федерации рестораторов и отельеров «Абсолютно адекватное решение с точки зрения законодательства. Изначально-то речь шла о том, что в данном случае у монополистов есть достаточно большой объем возможностей давления на отдельных участников рынка. С другой стороны, отель мог по ошибке выложить цену в каком-то канале продаж ниже. Либо другой агрегатор мог за счет своей комиссии сделать цену ниже. Следовали санкции, и отель падал в поисковой выдаче на достаточно большое количество позиций. Вот это наказание, иногда даже за несовершенную оплошность со стороны отеля, будет уже невозможно».
На сервис еще в 2019 году пожаловалась «Опора России». Условиями работы с ним был недоволен в первую очередь малый бизнес. Проблема в том, что Booking не резидент, это компания со своей правовой документацией и со своими рабочими отношениями, говорит председатель Комитета по гостиничному бизнесу московского отделения «Опоры России» Игорь Лаврик:
Игорь Лаврик председатель Комитета по гостиничному бизнесу московского отделения «Опоры России» «Booking.com на территории, допустим, Москвы существенно уменьшил рабочий состав своей компании. Для того чтобы общаться с кем-то из представителей Booking.com, надо звонить в зарубежные компании, представительства Booking. И еще один вопрос, тоже существенный, это то, что у нас правительство Москвы ввело субсидии для гостиничного бизнеса по коммунальным услугам, до 70% компенсации коммунальных услуг. Я имею в виду малый гостиничный бизнес, туда входят и хостелы. И еще субсидии по маркетплейсу, которые тоже для гостиничного бизнеса очень существенные. Так вот Booking.com входит в маркетплейс, и там, где правительство Москвы требует от нас, гостиничного бизнеса, необходимую документацию, наверное, правильно требует, потому что субсидии должны держаться на нормативной документации, а Booking как нерезидент не дает нам эту документацию в связи с тем, что, во-первых, он не обязан ее давать, а во-вторых, она у него не ведется».
Подобные дела антимонопольные органы ряда стран Евросоюза уже рассматривали в 2015–2017 годах и вынесли аналогичные решения для платформы Booking.com. Из-за претензий властей Турции сервис был заблокирован для бронирования отелей внутри страны. При этом россияне могут свободно пользоваться сервисом для поиска отелей на турецких курортах.
Потребители выбирают Booking в том числе за хорошее клиентское обслуживание. У сервиса хорошая служба поддержки, и долю компании среди подобных агрегаторов антимонопольщики оценили почти в 80%, как сообщало РБК.