Конец Instagram и туманные перспективы WhatsApp
Лента новостей
Генпрокуратура потребовала признать компанию Meta экстремистской организацией. Instagram может быть заблокирован в России в ближайшие дни, но WhatsApp, по неподтвержденным данным, пока продолжит работу. Какова судьба Instagram и риски для его пользователей?
Обновлено в 01:48
Громкая статья, которая практически подписала приговор Instagram на территории России, вышла на Reuters. Традиционно модераторы Meta (деятельность организации запрещена на территории РФ) блокируют на всех открытых площадках компании любые призывы к насилию. Теперь, как сообщили источники агентства, для отдельных сообщений сделают исключение — из-под запрета выведены призывы к насилию в отношении российских солдат, причем только участвующих в «спецоперации» на Украине, и опубликованные только в ряде стран Восточной Европы и Южного Кавказа.
В пресс-службе Meta особо подчеркнули, что речь идет именно о военнослужащих, а аналогичные призывы в отношении граждан России остаются под полным запретом. В любом случае реакция российских властей была молниеносной — уже через несколько часов требование о признании Meta экстремистской организацией озвучили в Генпрокуратуре, а Роскомнадзор объявил о скорой блокировке Instagram. Что будут делать многочисленные российские инстаблогеры и инстабизнесмены?
Бьюти-блогер Полина:
«Сейчас только находимся на стадии обсуждения, потому что пока не понимаем, какой канал нам лучше использовать. У нас один бизнес — это клининговая компания. Второй бизнес — это банный комплекс. И третий — это турбаза. Я считаю, что нужно искать все возможные способы для продвижения, потому что непонято будет, где искать аудиторию, которая была в Instagram».
Косметолог Алина:
«Те механики, которые мы знаем в Instagram, они в других соцсетях происходят по-другому. Теперь я планирую личную рабочую страничку во «ВКонтакте» и вот буду слушать мастер-класс специалиста по продвижению. Я завела группу в Telegram, и никто не пришел, я удалила, сделала вывод, что Telegram просто настолько сейчас перегружен, что никто туда не хочет заходить. У меня вот эта соцсеть больше работала на моих постоянных клиентов. Честно говоря, очень мало новых клиентов из Instagram. Я не много вкладывалась в таргетированную рекламу и вела «на коленке» Instagram. Я думаю, что в «ВК» аудитория, возможно, даже будет более лояльная».
В зависимости от исхода рассмотрения российскими судами требований о признании Meta экстремистской организацией возникнет вопрос о рисках для пользователей. Рекламу в Facebook и Instagram в России купить все равно нельзя, так что о финансировании потенциально «экстремистской» организации речи не идет. Но что с аккаунтами? Не станут ли странички в этих соцсетях доказательством некоего содействия экстремизму? Комментирует директор Института экономических и правовых исследований, адвокат Сергей Швакин:
Сергей Швакин директор Института экономических и правовых исследований, адвокат «В абзаце 14 пункта 1 статьи 1 закона «О противодействии экстремистской деятельности» собственно, под экстремистской деятельностью признается не только финансирование этой деятельности, но и иное содействие в их организации, подготовке, осуществлении. То есть о какой-либо юридической ответственности граждан может идти речь, только если принять во внимание самое широкое толкование вот этой приведенной нормы по части этого иного содействия. Я бы даже сказал, не широкого, а самого вольного такого трактования, которое заключается в том, что любая социальная сеть может существовать только за счет того, что эту сеть люди используют для общения или для иных своих целей. Вот именно с такой точки зрения граждане, которые используют Facebook, хотят они этого или не хотят, оказывают содействие в развитии этой сети. Все же я полагаю, что привлекать сотни тысяч граждан России за использование сети Facebook никто не будет. Однако многие сами в дальнейшем не захотят поддерживать в такой сети аккаунты».
После первоначально жесткой реакции российские власти немного смягчили риторику. Как заявил Business FM первый зампред комитета по информполитике Сергей Боярский, WhatsApp заблокирован не будет. Причину назвал источник РИА Новости: мессенджер — это средство общения, а не размещения информации. Успокоить пользователей платформ Meta попытался и сенатор Андрей Клишас — как он заявил РИА Новости, если кто-то будет обходить блокировки для подключения к этим соцсетям, санкции этим людям не грозят. Однако окончательное решение пока остается за Верховным судом, а правоприменительная практика в России не всегда соответствует декларациям политиков.
На ожиданиях блокировки Facebook два российских приложения ЯRUS и TenChat попали в топ-10 самых скачиваемых соцсетей для мобильных устройств Apple. В четверг на этой неделе TenChat занимало уже второе место в категории соцсетей, обогнав приложения «ВКонтакте» и WhatsApp, а ЯRUS — пятое. На первом месте был мессенджер Telegram.
Приложение ЯRUS было запущено в пилотном режиме год назад. Как рассказали РБК разработчики, они развивают сервисы, «заменяющие YouTube, TikTok, Twitter и Instagram в одном приложении». TenChat появился в октябре прошлого года. Это деловая соцсеть, которая позиционирует себя как «русский LinkedIn».
Вряд ли эти проекты смогут привлечь большое количество пользователей. Такое мнение высказал председатель совета Фонда развития цифровой экономики, экс-советник российского президента Герман Клименко:
Герман Клименко председатель совета Фонда развития цифровой экономики, экс-советник российского президента«Во-первых, сейчас время, когда все пытаются свои ресурсы поднять, потому что, когда борешься с конкурентами с существующими ресурсами, — это очень дорого. Всегда хорошо на трупе врага попытаться взять свою аудиторию. Понятно, что, когда заблокировали Facebook, когда сейчас заблокируют Instagram, у нас появится много клонов Facebook, много клонов Instagram. Здесь есть две особенности: первая часть — все эти ЯRUS давно уже рекламируются очень настойчиво в TikTok, я посматриваю, я думаю, что они просто сейчас резко усилили рекламную кампанию. Я оба этих ресурса скачал, посмотрел. То, что я посмотрел, не произвело впечатления, знаете, что это делали люди с легкой рукой. То есть обычный продукт. Я думаю, что это эксперимент рекламного свойства. Вы знаете, все здорово, есть одно но: проблема заключается в том, это мало кто понимает, кстати, из тех разработчиков, которые движутся сейчас наверх, что сети — это всегда нагрузки, сети — это всегда колоссальные затраты на серверы. Условно говоря, там каждая тысяча клиентов или каждые 10 тысяч клиентов — один сервер. Серверов нет, процессоров нет, на текущий момент, если обратиться к хостерам нашим, которые здесь в России содержат дата-центры, у них нет поставок оборудования».
Как сервис WhatsApp сможет продолжить работать под управлением Meta в случае признания ее экстремисткой организацией — остается вопросом. У WhatsApp в России 22 млн пользователей. Это самый популярный мессенджер в стране: по данным ВЦИОМ, приложение установлено у 83% опрошенных россиян. Telegram есть всего у 42%. О причинах популярности WhatsApp и о том, куда может уйти его аудитория, рассуждает технический директор компании RuSIEM Антон Фишман:
— Исторически так сложилось. То есть это единая платформа с Facebook, которая также является единым мировым стандартом де-факто с точки зрения социальных сетей. В WhatsApp достаточно хорошо реализовано голосовое общение, и он достаточно давно на рынке. Поэтому мне кажется это логично, то есть Facebook, глобальная корпорация Meta достаточно хорошо вкладывали в поддержку и в рекламу во всех странах. Вызвало доверие людей. Про Telegram: я думаю, нет никаких сомнений в том, что мощность и деньги есть, поскольку это мировая сеть — она не только в России, а везде. Поэтому совершенно спокойно поглотит всех пользователей, которые еще не в Telegram, а например, в WhatsApp. Касательно выбора Telegram или Viber, мне кажется, что все-таки сейчас наибольшим спросам как сеть пользуется Telegram. Но при этом у нас есть большое количество сейчас аналогов.
— Чаты мам, родителей, домовые, подъездные группы, — они переместятся в Telegram? Это естественный процесс? Он приемлем для такой аудитории?
— Да, мне кажется, это совершенно логично, естественно и приемлемо. В случае блокировки это будет не настолько просто и быстро, но мы с вами этот процесс физически видели во время процесса блокировки, например, Telegram.
Также видеохостинг YouTube заявил, что незамедлительно блокирует каналы российских СМИ, финансируемых государством. Среди них «Пятый канал», «Россия 1», «Россия 24», РБК, ТНТ и многие другие. И удаляет контент о спецоперации РФ на Украине, который нарушает политику площадки.
Все это может привести к ответным мерам со стороны российских властей. Facebook на прошлой неделе заблокировали именно за блокировку некоторых российских СМИ и информационных ресурсов.
Крупнейший в России конкурент видеохостинга — RuTube — не имеет всех инструментов монетизации и вряд ли станет прибежищем блогеров, говорит глава Russian Mining Company Дмитрий Мариничев:
Дмитрий Мариничев глава Russian Mining Company «Это не значит, что RuTube не может существовать и не может заниматься простым видеохостингом. Он абсолютно точно может компенсировать нехватку YouTube для нетребовательных пользователей, которые не до конца понимают, как работает эта система и как работает YouTube как таковой. Трудно ответить на этот вопрос, на сегодняшний день, кто прав, кто виноват. Нужно ли заблокировать YouTube и правильно ли делает YouTube, что блокирует каналы? Честно, я не знаю, и даже судить не берусь. Поскольку все стороны находятся в эмоциональном душевном подъеме, все воспринимают очень близко к сердцу, создают огромное количество проблем, причем в первую очередь для себя. Неправильные шаги, неправильные отношения, формирование антагонизма. Куча ошибок, которые уже на поверхности. В отношении всех владельцев соцсетей и того же Google претензий можно предъявить массу. Сегодня технологические платформы, которые формируют информационное пространство, они, как верхи, не до конца понимают, чем они управляют, с чем сталкиваются, и как они фундаментально меняют мировоззрение самих пользователей и отношение к ним, как к платформам. Я думаю, что возникнет новая философия, она уже имеет право на жизнь, она уже появляется как таковая. И вот этот раздрай формирует нечто новое. Поскольку отношение самих пользователей сформирует требования к сервисам. Либо изменит сервисы, либо сформирует новые сервисы, которые достаточно быстро заменят существующие площадки с точки зрения популярности и подходов в отношении самих пользователей».
Ксения Собчак опубликовала в своем телеграм-канале опросник «Сможете ли вы обойтись без Instagram?». За первые пару минут на него ответили больше 15 тысяч человек. И в основном отвечают: «Нет, это моя основная соцсеть».
Позднее в Meta заявили, что новая политика Facebook и Instagram будет применяться только на Украине и в соцсетях не потерпят русофобии и любой дискриминации россиян, сообщает РИА Новости.