Украина стоит на пути к статусу кандидата на вступление в ЕС. Что это значит на самом деле?
Лента новостей
По данным немецких СМИ, за закрытыми дверями посетившие Киев европейские лидеры — президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер Германии Олаф Шольц и премьер-министр Италии Марио Драги — призвали Владимира Зеленского сесть за стол переговоров с Владимиром Путиным. Впрочем, в офисе президента Украины это уже опровергли
Обновлено в 19:23
Коллегия Еврокомиссии рекомендовала Европейскому совету дать Украине статус кандидата на вступление в сообщество. Ранее посетившие Киев европейские лидеры — президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер Германии Олаф Шольц и премьер-министр Италии Марио Драги — выступили за предоставление Украине статуса кандидата в члены ЕС.
Взамен, по данным издания Die Welt, за закрытыми дверями они призвали Владимира Зеленского сесть за стол переговоров с Владимиром Путиным. Впрочем, в офисе президента Украины это уже опровергли. Вот основные заявления вокруг этого статуса.
Европейские лидеры не склоняли Владимира Зеленского к переговорам с Москвой, заявил пресс-секретарь президента Украины Сергей Никифоров. Таким образом, он опроверг сведения немецких СМИ об условиях, которые европейские лидеры поставили Зеленскому.
«Напротив, вчера на встрече говорилось, что только Украина самостоятельно может определять, когда и на каких условиях садиться за стол переговоров с Россией», — заявил Никифоров.
Кроме того, как указывают немецкие СМИ, обещанный Украине статус кандидата на членство в Евросоюзе не является гарантированным. До саммита ЕС на следующей неделе Макрону, Шольцу и Драги еще надо будет побороть сопротивление премьера Венгрии Виктора Орбана, а отношения Венгрии с Украиной отличаются историческими спорами и политической конкуренцией.
Как заявил накануне президент Франции Эммануэль Макрон, Европа не будет требовать от Украины территориальных уступок для урегулирования конфликта. Украина, по его словам, должна сама вести переговоры с Россией: ни Париж, ни Берлин не будут это делать вместо нее. А канцлер Германии Олаф Шольц признал, что Москва и Киев пока «по-прежнему очень далеки» от мирного соглашения.
Сам Зеленский уже поблагодарил Еврокомиссию за рекомендацию дать Украине статус кандидата в ЕС. По его словам, интеграция Киева в Евросоюз усилит Европу.
Теперь, если саммит ЕС 23 и 24 июня согласится дать Украине этот статус, то, чтобы переговоры о вступлении в Евросоюз смогли начаться, Киеву будет необходимо провести ряд реформ, в частности усилить судебную систему и активизировать борьбу с коррупцией. Глава Еврокомисии Урсула фон дер Ляйен уже заявила, что после получения статуса кандидата Украина может быстро двигаться в Евросоюз, но может уйти и в обратную сторону при отсутствии прогресса.
Выполнить все условия для закрепления статуса кандидата в ЕС будет непросто, говорят политологи, нужно соблюсти много условий. К примеру, Турция находится в этом статусе с 1999 года. О том, есть ли понимание, сколько лет понадобится Украине, Business FM спросила доцента МГИМО, директора Центра европейской информации Николая Топорнина:
— Они также обговорили и дорожную карту, список конкретных мер и действий, которые Украина в ближайшее время должна будет реализовать для того, чтобы вот этот статус подтвердить, это и проблема верховенства права и законности, это и борьба с коррупцией, это и борьба с олигархатом. С другой стороны, Еврокомиссия констатировала, что, по ее данным, на сегодняшний день Украина выполнила 80% условий и критериев, которые необходимы для того, чтобы получить статус кандидата. Мы прекрасно понимаем, Еврокомиссия подчеркнула, что, наверное, идеальных кандидатов не бывает, помнится, когда Болгария с Румынией вступали, их тоже, в общем-то, достаточно долго, условно, критиковали за то, что там очень медленно разворачивается борьба с коррупцией, там всякие всевозможные финансовые нарушения, мошенничество. Тем не менее пошли на то, чтобы авансом одобрить их заявки. То есть примерно такая же ситуация и здесь, что Еврокомиссия идет навстречу заявке Украины, Украине требуется солидарная поддержка стран Евросоюза. Страны ЕС и так поддерживают Украину в противостоянии с Россией, выделяя ей деньги, поставляя вооружение, но вот еще важно, видимо, и в политической сфере утвердить стремление Украины стать европейской страной, быть членом Евросоюза, важно подтвердить это на деле.
— Статус кандидата не значит, что страну примут в Евросоюз, это может быть очень многолетняя история. 23 года, по-моему, уже добивается Турция вступления в Евросоюз, обладая статусом кандидата.
— Вы знаете, никто сейчас о сроках не говорит, наоборот, все лидеры ЕС подчеркивают, что это будет весьма длительный процесс, и тот же президент Макрон уже говорил о том, что, скорее всего, это займет не годы, а десятилетия. По моим заключениям, этот процесс может растянуться вплоть до 2050 года, потому что очень объемные задачи стоят перед Украиной, и в первую очередь в экономике.
Власти Украины должны «максимально быстро» принять меры для получения статуса кандидата на вступление в ЕС. Об этом в своем телеграм-канале написал глава офиса украинского президента Андрей Ермак.
Должен заработать «антиолигархический» закон, нужно наращивать борьбу с коррупцией, а также полностью реформировать правоохранительную систему, написал Ермак. Также, по его словам, Украине нужно привести законодательство о СМИ в соответствие с европейским правом.
Даже если все эти пункты будут выполнены, это не гарантия принятия Украины, говорит гендиректор Российского Совета по международным делам Андрей Кортунов:
— Нельзя быстро принять Украину кандидатом в члены Евросоюза, должно быть голосование, которое состоится в этом месяце. Действительно, есть некоторые страны, которые высказываются против. Есть лоббирование со стороны ведущих европейский стран, но это лоббирование не всегда приводит к результатам, которые крупные европейские страны хотели бы видеть, поэтому вопрос пока что остается открытым. Есть формальные условия, кандидат должен соответствовать определенным стандартам, но насколько я понимаю, сейчас с учетом военного времени все эти условия конкретно для Украины каким-то образом будут модифицировать в сторону их смягчения. Понятно, что до сих пор неизвестно, какова будет государственность Украины, в каких территориальных рамках Украина будет существовать, какой будет демография Украины, и вообще какой будет план постконфликтной реконструкции. Поэтому, конечно, применять общие правила к Украине сейчас невозможно.
— А что касается информации по давлению в сторону переговоров с Путиным?
— Понятно, что Киев будет все отрицать, поскольку это вмешательство во внутренние дела Украины. Если такие рекомендации были, они носили закрытый характер, публично они делаться не будут естественно. Думаю, что к этому могло идти дело, поскольку для этого есть основание.
— Есть ли примерное понимание, о каких сроках в случае с Украиной может идти речь?
— Я думаю, что нет, поскольку никто не знает, как будет развиваться Украина, но ясно, что речь не идет там о трех или о пяти годах, речь идет о значительно более долгом сроке. Вот если кандидата она получит, то это уже большая победа. Но Турция была кандидатом несколько десятилетий и в общем так ничего и не добилась.
В пятницу 17 июня, на следующий день после европейских лидеров, Киев посетил британский премьер Борис Джонсон. Зеленский принял его там же, где Макрона, Шольца и Драги — в киевском Мариинском дворце.
Джонсон обсудил поставки Киеву тяжелого вооружения и систем ПВО, сообщил глава офиса украинского президента Андрей Ермак. Также стороны обсудили экономическую поддержку Украины и усиление санкционного давления на Россию.
Это уже второй визит Бориса Джонсона в Киев. До этого он виделся с президентом Украины в апреле, став первым лидером из стран «Группы семи», кто нанес ему визит. И он тоже был необъявленным.
Отдельный визит Джонсона — четкий сигнал разделения Европы, считает президент ассоциации евроатлантического сотрудничества Татьяна Пархалина:
Татьяна Пархалина президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества «Европа в каком-то смысле разделилась. По поводу, скажем, поиска завершения этого конфликта три европейских лидера выступали за мирные переговоры, а Макрон даже предлагал поступиться частью своего суверенитета во имя спасения жизни людей. На официальной пресс-конференции ими было заявлено, что они будут поддерживать Украину столько, сколько надо, в очень ограниченных масштабах будут поставлять вооружение тяжелое. Вообще, позиция всех этих трех лидеров сводится к тому, что не нужно унижать Россию. А второй подход, который возглавила Великобритания, в котором участвуют Великобритания, Польша, страны Балтии и часть американского истеблишмента, сводится к тому, что Украина должна победить в этом конфликте. Джонсон предложил создание некоего союза военно-политического, но не в противовес НАТО, а в дополнение к НАТО, к которому изъявили желание присоединиться девять стран: это Великобритания, Украина, Польша, страны Балтии, Чехия и Венгрия. Я думаю, что поскольку Джонсон олицетворяет иной подход, то, видимо, британская дипломатия и политика решили, что этот визит должен быть отдельным. Вообще, намечаются контуры, пока только очень аккуратные, очень неявные будущей системы европейской безопасности, где наряду со старыми институтами, такими как НАТО, ЕС, ОБСЕ, будут создаваться эти новые союзы».
На встрече Джонсон предложил Зеленскому расширить подготовку украинских войск и тренировать 10 тысяч украинских солдат каждые четыре месяца. Об этом говорится в заявлении Даунинг-стрит на сайте правительства. Лондон готов пригласить международных партнеров для проведения тренировок: военных будут обучать ведению боевых действий, оказанию медпомощи, навыкам в сфере кибербезопасности.