«Ъ»: у банков могут начаться трудности при загрузке образцов в Единую биометрическую систему
Лента новостей
Кредитные организации располагают уже десятками миллионов образцов, но стандартам качества ЕБС соответствует лишь малая часть. В чем причина?
С передачей данных клиентов банков в Единую биометрическую систему возник целый ряд проблем. Как пишет газета «Коммерсантъ», кредитные организации располагают уже десятками миллионов образцов. Но под стандарты ЕБС подходят лишь около 10% собранных уникальных цифровых слепков. Остальные должны быть удалены, хотя власти разрешили банкам их использовать.
Основная проблема переноса собранных данных в том, что их стандарты качества не совпадают. И это вполне ожидаемо, говорит генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев:
Роман Ромачев генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» «На руках у людей много девайсов разных фирм, разных операционных систем, которые собирают биометрию. Это означает, что, когда вы поднесли палец к своему телефону и он считал ваш отпечаток пальца, он в своем алгоритме его конвертирует, и этот алгоритм уникален и работает только на том девайсе, который вы используете. Если эти данные передались в банк, если вы потом на другом банковском устройстве попробуете считать ваш отпечаток пальца, в той операционной системе девайса будет использоваться свой алгоритм конвертации, соответственно, он не совместим, и это большая проблема. У банков может копиться большое количество данных, которые они не знают, как конвертировать, как использовать на практике. Чтобы разобрать, как банки [используют] биометрию, у всех должен быть на устройстве один и тот же алгоритм, сканер, это крайне проблематично. Соответственно, мы остаемся в части биометрии лишь на этапе аутентификации определения личности, когда работаем с банком-клиентом через наш девайс. Если же мы приходим в банк, все эти данные, которые мы вроде как бы через свое приложение ввели и установили, не работают».
Еще одна сложность: сам тип собранных данных зачастую разный. В единой биометрической системе хотели собрать фотографии и голоса, а в коммерческих биометрических системах могут быть отпечатки пальцев, сетчатки глаза, рисунка вен ладони и так далее. Есть ли шанс унифицировать уже собранные данные и сохранить их в систему? Комментирует Константин Новиков, коммерческий директор компании ekeyRUS, которая занимается биометрическими системами:
— Есть примеры биометрических систем, которые во всем мире работают хорошо, но это не те системы, которые охватывают все население страны или хотят охватить. Есть биометрические системы, с помощью которых можно оплачивать покупки в магазине по отпечаткам пальцев, например работающие. Есть системы, которые применяются для коммерческого использования: в офисах [ведется] учет рабочего времени и так далее, но они все работают достаточно хорошо, я имею в виду профессиональные системы, безошибочно, быстро, но это не большое количество данных, то есть это не миллионы человек. Вопрос к разработчикам, все можно сделать, качество повышать, но это надо захотеть и сделать правильно.
— Ключ здесь, может быть, это особенная фильтрация, или как вы думаете, куда больше смотреть, учитывая такие объемы?
— Если бы я разрабатывал такие системы с большим количеством данных, это надо делать профессионально. Тут, мне кажется, без помощи более продвинутых компаний не обойтись, должны понимать какие-то их стандарты, уметь с ними работать.
В Минцифры на запрос газеты «Коммерсантъ» ответили, что вопрос сохранения не прошедших проверку цифровых слепков «обсуждается с заинтересованными ведомствами».
Участники рынка биометрии ранее предложили поправки в профильный закон, которые бы сдвинули сроки передачи данных в Единую биометрическую систему на 2023 год вместо сентября 2022 года. Реально экспорт части образцов из банков может начаться в лучшем случае через четыре-шесть месяцев, говорят игроки рынка.