16+
Вторник, 19 ноября 2024
  • BRENT $ 73.44 / ₽ 7340
  • RTS857.59
15 декабря 2022, 09:58 Общество

Клишас: готовится законопроект об ограничениях на удаленку для уехавших за рубеж россиян

Лента новостей

Никаких подробностей сенатор более не привел. Минцифры же сообщило, что выступит против подобной инициативы. В Кремле ранее также заявляли, что дискуссий о каких-либо ограничениях на удаленную работу для покинувших страну россиян не ведется

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Обновлено в 11:50

Законопроект об ограничениях на удаленную работу для россиян, покинувших страну, будет внесен в Госдуму в ближайшее время, заявил сенатор Андрей Клишас.

В беседе с изданием RTVI глава комитета по конституционному законодательству Совета Федерации назвал себя одним из разработчиков этого документа. Других подробностей он не привел.

Ранее, комментируя эту же инициативу газете «Ведомости», Клишас говорил, что власти могут ограничить дистанционную работу в «чувствительных сферах экономики». По мнению сенатора, меры были бы целесообразны для людей, занятых в госсекторе и компаниях, связанных с транспортной безопасностью. Более никаких деталей. Яснее ситуация не стала и сейчас. И, например, зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев заявил Business FM, что о разработке такого закона он ничего не знает:

— У меня есть информация о том, что среди сбежавших от мобилизации более 300 тысяч как раз айтишников, которые продолжают удаленно работать.

— Какие-то будут шаги предприняты? Вы знаете о том, что разрабатывается этот закон?

— Нет, от вас в первый раз слышу.

Примерно то же самое сказал глава этого же комитета Ярослав Нилов изданию RTVI. В Минцифры оперативно заявили, что не поддерживают введение законодательного запрета на удаленную работу в IT-компаниях для сотрудников, находящихся за границей, добавив, что считают невозможной удаленную работу для разработчиков решений для государственных информационных систем.

Все-таки инициатива Клишаса — это вопрос государственной безопасности или наказания россиян, которые решили уехать во время частичной мобилизации? Комментирует эксперт Института гуманитарно-политических исследований, политолог Владимир Слатинов.

Владимир СлатиновВладимир Слатинов эксперт Института гуманитарно-политических исследований «Стало понятным, что с политической точки зрения решение властей о том, чтобы дать покинуть территорию страны тем, кто хотел ее покинуть, оказалось правильным и стало важным фактором того, что частичная мобилизация не сопровождалась протестами или массовым уклонением от нее. Но ясно, что сейчас общественное мнение настроено негативно в отношении тех, кто уехал, прежде всего та часть общественного мнения, которую можно условно обозначить как патриотическую. Вот этот законопроект будет отвечать на этот, условно говоря, патриотический запрос. Введение некоторых запретов в части Трудового кодекса и в части свободной возможности зарабатывать — это, видимо, тот самый компромисс, на который в нынешней ситуации и в нынешней атмосфере власть все-таки готова. Скорее всего, общая методология этого законопроекта будет относительно мягкой, это инициатива относительно вменяемой части наших законотворцев, которые получили соответствующий политический запрос. Господин Клишас и группа депутатов получила соответствующий политический сигнал относительно того, что на эту проблему надо каким-то образом отреагировать, но сделать это достаточно аккуратно, в том числе с точки зрения юридических формулировок. Уж в чем в чем, а в этом господин Клишас в последние годы явно поднаторел».

При этом в ведомстве добавили, что считают невозможной удаленную работу для разработчиков решений для государственных информационных систем. Комментирует председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко.

— Тут история про то, что если ты работаешь на ФСБ, то работать из Америки, наверное, не очень хорошо, учитывая возможную потерю данных. С другой стороны, должны быть четкие инструкции. Более того, силовики в целом склонны к тому, чтобы иметь какие-то понятные формулировки. А проблема с удаленной работой и все сложности возникли именно после начала специальной военной операции. Надо сказать, что у сферы интернета очень чуткая история взаимоотношений с государством, поэтому, с одной стороны, позиция Клишаса понятна, мы знаем проблемы у некоторых ресурсов, в которых оказались сотрудники на аутсорсе с Украины и где потом возникли проблемы. Сама по себе постановка вопроса о том, что если человек работает на государство, имеет секретность, то ему нужно работать, находясь на территории России, скорее всего, имеет смысл. Другой вопрос, что мы видим подвох везде со стороны государства, поэтому требуются более аккуратные формулировки. В данном случае я не думаю, что есть какой-то дополнительный подвох, я уверен, что компании типа «Яндекса», «Рамблера» едва ли что-то будут запрещать. Мы должны помнить, что у государства проникновение в экономику до 70%, огромный пласт компаний, где есть интересы государства. Это крупные строительные компании, это огромный пласт задач, которые нам с вами даже не очевидны. Конечно, можно было бы побороться с уменьшением доли государства, но это отдельная история. Я бы хотел, прежде чем казнить наших сенаторов, все-таки почитать конкретно, что они планируют. Но Клишас достаточно четко формулирует, что речь идет об оборонке, о «Роскосмосе».

— Похоже на то, что это инициатива, разрабатываемая неким кабинетом, или скорее личная инициатива Клишаса?

— Я думаю, что это по общему состоянию. Действительно, есть проблема у многих, связанная с тем, что программисты оказались гражданами других стран, патриотами других стран. У нас огромное количество сервисов закрылось на территории России, где оказались разработчики с Украины, они просто отказались работать, и выяснилось, что это программы, которые имеют отношение к безопасности. Условно говоря, гражданство сотрудника имеет отношение к безопасности. А риски достаточно высокие, здесь для государства есть логика в том, чтобы, как в старые добрые времена, когда принимали на работу, смотрели, чтобы было двое детей, ты женат был. И позиция Минцифры лукавая тут.

Некоторые IT-компании уже начали ограничивать работу своих удаленщиков за рубежом. Например, в начале декабря российский IT-гигант IBS потребовал, чтобы его сотрудники на удаленке переехали в дружественные страны. В противном случае работодатель пригрозил увольнением.

Главы нескольких других IT-компаний тогда рассказали Business FM, что у них никаких ограничений для сотрудников нет. Возможно, IBS ввела новые правила из идеологических соображений. У компании большинство заказов связаны с тендерами, и, соответственно, их принуждают вести такую политику в отношении сотрудников, предполагали участники рынка.

Также они выразили недоумение, как им разделять дружественные и недружественные страны. Вот что тогда говорил гендиректор компании Zecurion Алексей Раевский.

Алексей Раевский гендиректор компании Zecurion «Что касается удаленной работы из каких-то стран, дружественных или недружественных, у нас пока нет четкого понимания. Что касается идеологического аспекта, мы стараемся быть идеологически нейтральными. С точки зрения безопасности здесь должны быть какие-то рекомендации от наших органов безопасности, потому что мы сами не можем адекватно оценить, что если программист у нас сидит в Грузии, например, в Испании или в Сербии, какая в этом разница. У нас требований таких нет, потому что у нас никто из сотрудников не выразил желания уехать, но, вообще, мы не очень приветствуем удаленную работу, потому что продуктивность такой работы гораздо ниже, чем когда команды очно присутствуют в каком-то месте».

В Кремле ранее говорили, что дискуссий о каких-либо ограничениях для уехавших там не ведут.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию