Судьба Турции определится на этих выходных
Лента новостей
Второй тур президентских выборов, в который прошли Реджеп Тайип Эрдоган и лидер оппозиции Кемаль Кылычдароглу, назначен на воскресенье, 28 мая. Каковы шансы кандидатов и какими будут последствия для региона?
Все говорит в пользу Эрдогана. Первый тур президентских выборов в Турции почти закончился для действующего президента блицкригом: социологи обещали обоим фаворитам где-то по 48% голосов, а итоговые результаты легли 49,5% на 45%. Прогнозы по второму туру для оппозиции неутешительные — ни один из проведенных за последние две недели опросов не дает Кылычдароглу более 49% голосов. Да еще и третий кандидат Синан Оган, который в первом туре оттянул на себя 5% избирателей, в итоге призвал сторонников голосовать за Эрдогана.
Значит ли это, что Эрдоган гарантированно избирается на третий президентский срок и второй тур можно в целом не проводить? Загадывать рано, отвечает независимый турецкий журналист Абдуррахман Камбуроглу:
Абдуррахман Камбуроглу независимый турецкий журналист «Эти 5%, которые выбирали третьего кандидата, голосовали именно за те моменты, которые противоречат обещаниям Эрдогана. Кандидат переходит на сторону Эрдогана, но то, что они обещают своим избирателям, кардинально отличается. В этом и состоит загадка — кто сделал правильный ход. С другой стороны, все в какой-то степени уверены, что Эрдоган просто так не сдастся, он свой пост не оставит. Он сделает все, чтобы остаться. Из-за каких-то 0,5%, утверждают эксперты, он не будет сдаваться, найдет выход и выиграет выборы».
Вопрос о том, прислушаются ли сторонники Огана к своему кандидату, не совсем риторический. После первого тура Кылычдароглу стремится всячески завоевать расположение правой оппозиции. Например, как указывает RTVI, республиканец пообещал серьезно ужесточить подход к миграции — вплоть до высылки из страны всех беженцев. Одновременно оппонент Эрдогана продолжил делать выпады по российскому направлению — например, заявил о планах бороться с «энергетической зависимостью» Турции от России. В преддверии первого тура Кылычдароглу даже обвинил Москву в подготовке фейков о кандидатах и потребовал от «российских друзей» не вмешиваться в выборы, чтобы сохранить хорошие отношения в случае его победы.
Ждать ли кризиса на линии Москва — Анкара, если Эрдоган все же проиграет? Комментирует турецкий политолог Тогрул Исмаил:
Тогрул Исмаил политолог «Я думаю, отношения с Россией не ухудшатся. Между нашими государствами существует определенная система: соглашения, договоренности. Оба государства являются крупными державами. От наших взаимоотношений зависит вообще ситуация в Евразийском регионе. Поэтому серьезных эксцессов в двусторонних отношениях не будет. У Кылычдароглу были резкие заявления по отношению к России, но я думаю, что это было связано с предвыборной гонкой. Хотя во время одного из своих выступлений Кылычдароглу поблагодарил и российское государство тоже, сказав, что руководители России объяснили, что они не вмешиваются в предвыборную кампанию».
Агрегированный опрос Politico по второму туру обещает Эрдогану 51%, а Кылычдароглу — 49%. Если оценки верны, как минимум часть сторонников Огана, несмотря на призывы своего избранника, вновь планируют голосовать за оппозицию. Что в целом понятно: люди, которые отдали голоса за третьего кандидата без шанса на победу, наверное, не очень хотят поддерживать действующего президента. Кроме того, отрыв Эрдогана от Кылычдароглу меньше не только ошибки социологов в первом туре, но и стандартной погрешности большинства опросов. Так что сочинять поздравления победителю пока рано.