Российская парфюмерия: успехи и вызовы времени
Лента новостей
С уходом с отечественного парфюмерного рынка большинства крупных иностранных игроков у российских производителей появился хороший шанс занять места на полках магазинов и в сердцах покупателей. Что сегодня происходит с парфюмерным бизнесом в стране, с какими сложностями сталкиваются компании, на что надеются, во что верят?
Весной Центр развития перспективных технологий обнародовал данные, которые показались бы фантастическими еще два года назад: на отечественные парфюмерные бренды в первом квартале пришелся 71% рынка. За этот период в России было произведено 6,1 млн флаконов духов, говорилось в сообщении. Похоже, что уход иностранных игроков действительно сподвиг отечественных производителей активизироваться и попытаться занять их место.
Юлия Семакова управляющий директор по стратегии и маркетингу ГК Natura Siberica «В целом в мире интерес потребителя к парфюмерии стабильно растет — по прогнозам международного аналитического агентства Statista, объем мирового рынка ароматов в 2024 году увеличится на 2,8% по сравнению с предыдущим годом. На общем позитивном фоне Россия находится в пятерке стран — лидеров по потреблению парфюмов. Все это, безусловно, позволяет говорить о хороших перспективах для российских производителей в категории парфюмерии и парфюмированных средств. Приведенные данные Центра развития перспективных технологий лишь подтверждают этот тезис. И надо сказать, что такая тенденция наблюдается не только в парфюмерии, но и в целом по всем категориям парфюмерно-косметического рынка: доля отечественного производителя стабильно высока и продолжает расти, что не может не радовать нас как крупнейшего российского производителя косметики».
Крупные косметические сети сегодня охотно принимают ароматы от российских марок, а интерес потребителей к ним растет. Так, в сети «Лэтуаль» сегодня насчитывается около 80 отечественных парфюмерных брендов (почти 700 наименований), тогда как в начале прошлого года в портфеле бьюти-ретейлера было 52 российских бренда (533 наименования) в категории «Парфюмерия», рассказали в компании. В пресс-службе «Лэтуаль» отметили, что спрос на отечественные ароматы растет (за первое полугодие 2024 года продажи в этой категории выросли на 50% в штуках по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Ситуация на российском парфюмерном рынке выглядит достаточно радужно и многообещающие. Однако проблем и трудностей немало, и работать есть над чем.
Это, например, проблема образования, связанного с парфюмерным бизнесом. Впрочем, сейчас и эта ситуация стала меняться: для увлеченных парфюмерией появляются новые образовательные проекты.
«Недавно мы добавили курсы «Свой бренд парфюмерии и ароматов для дома». Индустрия парфюмерии является прибыльной и перспективной нишей. Растет спрос на ароматы под собственным брендом: за их разработкой обращается огромное количество представителей из сферы услуг», — рассказала операционный директор школы бизнес-образования Fashion Factory School Инна Гуреева.
Avon: «По данным о продажах, россиянкам по-прежнему больше всего нравятся цветочные ароматы: девять из 20 самых продаваемых позиций наших линеек — цветочные, а шесть — цветочно-фруктовые. И хотя в ароматах редко звучит один определенный цветок, чаще это целый пышный букет, в котором переливами выделяется то один, то другой сорт цветов, парфюмерные дома сейчас выделяют тренд на кремовые и лактонные нюансы цветочных нот, которые нам дарит белоцветочная плеяда — жасмин, нероли и тубероза, а также на подсвечивание цветов с помощью свежести кислых ягод и цитрусов».
Важнейшая проблема — сырье, из которого создаются парфюмерные композиции.
Матвей Юдов специалист в области душистых веществ, эвалюатор парфюмерного отдела компании Faderlic, редактор портала «Фрагрантика» «Парфюмерные концентраты, которые используют отечественные бренды, изготавливаются за границей. Эти парфюмерные композиции создаются зарубежными парфюмерами, в лучшем случае — при опосредованном посильном участии российских энтузиастов. Я считаю, что основная проблема, которая не позволит в ближайшее время полноценно развиваться отечественной парфюмерии, — это отсутствие в нашей стране производства сырья, душистых веществ, как синтетических, так и натуральных. Именно на базе предприятий, производящих душистые вещества, могут создаваться компании, занимающиеся производством парфюмерных композиций, в которых, собственно, и работают парфюмеры. Пока в России не будет налажено производство душистых веществ, хотя бы самых базовых, не стоит ожидать какого-то реального развития парфюмерной отрасли».
Да и получение иностранных ингредиентов сегодня сопряжено с массой сложностей.
По словам основателья бренда Tonka Perfumes Moscow Миры Бруман, 80% сырья компания закупает в разных странах, далее груз консолидируется в одной из стран и затем уже едет в Россию. «Да, сейчас этот процесс больше похож на квест, как, впрочем, и наши валютные платежи», — говорит Мира.
Однако, по мнению Бруман, полная независимость в сфере парфюмерного сырья на самом деле невозможна.
Мира Бруман основатель бренда Tonka Perfumes Moscow«Парфюмерия — глобальный бизнес, стопроцентное импортозамещение в ней невозможно по той причине, что ингредиенты поступают в палитру парфюмера из разных уголков света. Например, лучший иланг-иланг, который мы используем в своих композициях, произрастает на крошечном острове Мохели на архипелаге Коморские Острова в Индийском океане».
Список можно продолжать: самый ценный жасмин находится в Грассе, жасмин самбак — в Египте и Индии. Louis Vuitton недавно выпустил книгу «Атлас парфюмерии», в которой мастер-парфюмер Жак Кавалье-Белльтруд делится, как добываются подходящие ингредиенты для его композиций: за лучшим удом надо ехать в Бангладеш, за бергамотом — в Калабрию.
В России, конечно, есть свои ингредиенты, но они специфические, с национальным колоритом, так сказать.
«У Natura Siberica, например, был опыт выпуска нишевых парфюмов, посвященных Сибири. Еще в 2017 году начали делать локальную парфюмерию с редкими и нестандартными нотами, отсылающими к теме Сибири: тувинского артыша, дальневосточного лимонника, белой полыни, кедра и других компонентов», — рассказала управляющий директор Natura Siberica Юлия Семакова.
По ее словам, осенью компания запустит новую парфюмерную коллекцию в концепции локальной этники в ее премиальном воплощении.
Также у компании разработана премиальная лимитированная коллекция Izumrudny Les Limited Edition, которая включает в себя парфюмированные свечи, саше и мыло ручной работы, а также соль для ванн. Кроме того, в ассортименте новинок Natura Siberica есть интерьерная линия Shades of Siberia. Продукты этой линии поступают в отели, рестораны, а с этого лета мыло и лосьоны Shades of Siberia представлены во всех общественных пространствах Третьяковской галереи.
Если сырье для парфюмерной продукции — это по большей части глобальная история, то что касается производства самих ароматов, здесь можно видеть большой тренд на локализацию. Кто-то организовывает собственное производство, кто-то обращается к независимым лабораториям.
Дмитрий Бердюгов владелец парфюмерной лаборатории Les Ingredients и парфюмерного производства «Мы разрабатываем и выпускаем продукцию на контрактной основе для наших клиентов. На сегодняшний день производим продукцию для 12 российских брендов. Производство состоит из парфюмерной лаборатории и, собственно, самого производства, также есть отделение по разработке дизайна, полиграфии и упаковки (для индивидуализированных среднесерийных брендов). Особое внимание уделяем разработке и синтезу новых ингредиентов, а также наиболее редких уже существующих ингредиентов, так или иначе ограниченных к поставкам в Россию. И осенью готовимся представить собственный бренд от нашей лаборатории».
Свое производство уже много лет есть и у бренда Tonka Perfumes Moscow.
Мира Бруман«В пандемию наше производство сгорело, но мы отстроили новое — в районе Новой Москвы. Первые композиции бренда разработали, без ложной скромности, лучшие парфюмеры планеты. Главный наш аромат Yuzhnaya Kozha, а также Inzhir и Oud сочинила Калис Беккер, создательница Dior J’adore Dior, а ныне директор парфюмерной школы Givaudan. Цитрусово-мятный аромат Svezhiy придумала Натали Грация-Четто, которая родилась и выросла в Грассе, ее творения выразительны и пронизаны любовью к средиземноморским пейзажам. Совсем другой, экспрессивный почерк у Яна Васнье: достаточно вспомнить его перечный Bang для Marc Jacobs или Toy Boy для Moschino. Для нас он воплотил горячее дыхание Востока в аромате Bazar. Формулы последних релизов Tonka Perfumes — Space, Lure by Mira, Amsterdam — уже составляла я сама, пройдя обучение в Грасском парфюмерном институте».
Еще одна интересная бизнес-модель — иностранный бренд с российской «пропиской». Речь, конечно, об Avon. Он принадлежит бразильской группе компаний, но в России у него уже 20 лет есть производство.
Александра Федосова руководитель категории «Парфюмерия» «Avon Россия»«Мы сотрудничаем с четырьмя ведущими парфюмерными домами, которые производят композиции как для премиальных брендов, так и для Avon. Завод находится в подмосковном Наро-Фоминске. Вся парфюмерная продукция проходит обязательную маркировку в системе «Честный знак». Говоря о сырье и его поставщиках, стоит отметить, что часть пока приходит из Европы, однако постепенно идет переход на Россию и Азию».
В Avon видят хорошие перспективы для развития парфюмерной индустрии в России.
«Мы наблюдаем большой подъем локального российского производства за последние два года. Игроки активно заполнили ниши, которые образовались с уходом некоторых популярных западных брендов или сужения их ассортимента. Мы рады этим изменениям, ведь то, что качественную парфюмерию делают только во Франции, — уже давным-давно устаревшее предубеждение. Мы своим примером доказываем, что в России можно производить качественную парфюмерную продукцию, если скрупулезно подойти к выбору всех компонентов и ингредиентов, проверке качества и контролю за безопасностью», — подытожила Александра Федосова.