В Россию ограничили ввоз томатов, перцев, дынь и другой продукции из Казахстана
Лента новостей
По мнению экспертов, запрет на ввоз продуктов питания и семян из Казахстана может быть ответом на похожие ограничения против российских аграриев
Обновлено в 15:00
Россельхознадзор ввел временные ограничения на импорт в Россию сельхозпродукции из Казахстана. В список запрещенных товаров входят томаты, перцы, дыни, семена подсолнечника, пшеницы, льна и чечевицы.
В службе пояснили, что решение было принято из соображений санитарной безопасности. С начала года ведомство обнаружило более 200 случаев ввоза из Казахстана подкарантинной продукции — томатов, зерновых, дынь, перцев и так далее.
Россельхознадзор неоднократно призывал принять меры, но Астана не предоставила никаких результатов расследования. В августе Казахстан ввел запрет на ввоз в страну импортного зерна. Ограничения действуют до конца года. До введения запрета из России в Казахстан поставлялись 1-3 млн тонн зерна в год, пишет «Коммерсантъ».
О том, могут ли эти меры быть связаны с тем, что до этого принял Казахстан, и насколько серьезны ограничения Россельхознадзора, говорит гендиректор ИА Fruitnews Ирина Козий.
Ирина Козий генеральный директор информационного агентства Fruitnews «Судя по тому, что я вижу в перечне тех продуктов, поставки которых запрещены, и то, что они слабо связаны между собой, например, по фитосанитарным рискам, скорее всего, речь идет — по крайней мере, по моему мнению — о политическом решении. Основное влияние, которое оно окажет, если мы будем рассматривать именно рынок фруктов и овощей, будет на поставки дынь. Дыни из Казахстана в отдельные годы составляют до 50% всего объема импорта дынь на российский рынок. В общем, эта цифра колеблется, как правило, между 40% и 50%. Сейчас непосредственно это решение вряд ли будет иметь какое-то существенное влияние, поскольку основной сезон поставок дынь уже завершен, а вот примерно через семь-восемь месяцев, если ситуация не разрешится, на российский рынок, соответственно, приедет меньше дынь из Казахстана, меньше импортных дынь в принципе».
После введения этих ограничений можно было подумать, что это реакция на слова пресс-секретаря президента Касым-Жомарта Токаева о том, что Казахстан пока не торопится вступать в БРИКС. Комментирует директор института социально-экономических исследований Финансового университета Алексей Зубец:
Алексей Зубец директор института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук «Точка зрения, которую я слышал, видел, знаю, состоит в том, что это некое послание, которое адресовано элитам, руководящим Казахстаном. Руководство Казахстана заявило, что они не видят для себя перспектив вступления в БРИКС, им объясняют, что они неправильно себя ведут, что нельзя сидеть на двух стульях одновременно, и надо сделать свой выбор. Я бы не стал это связывать с конфликтом вокруг зерна, я думаю, что это просто инструмент выражения позиции. Потому что мировой рынок зерна и зерновой продукции огромен. То есть любое количество зерна можно продать на международном рынке, даже если его не ввозить на территорию России, Казахстана и так далее. Тем более, что Россия самодостаточна по зерну, мы полностью обеспечены собственной сельхозпродукцией. Может быть, есть какая-то конкуренция за рынки центральноазиатских государств, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, потому что Казахстан тоже хотел бы туда свою продукцию продавать. Но я думаю, что здесь этот конфликт не является критическим, потому что, если не нашли общего языка на рынках центральноазиатских государств, значит, его можно продать где-то еще, это избыточное зерно. Однако эти санкции были введены через несколько дней после того, как руководство Казахстана заявило о том, что они не хотят подавать заявку на членство в БРИКС, таких совпадений просто так не бывает».
В уральской службе Россельхознадзора отчитались, что за первую половину октября через границу с Казахстаном в Челябинской области пытались ввести 120 тонн продукции с нарушением санитарных норм.
80 тонн дынь и 20 тонн капусты перевозились навалом, еще 18 тонн перца поставщики пытались ввести по недействительному фитосанитарному сертификату с исправлениями и ошибками, сообщили в управлении.