Президент Молдавии определится во втором туре
Лента новостей
В нем примут участие действующая глава республики Майя Санду и кандидат от «Партии социалистов» Александр Стояногло. Итоги референдума по вопросу евроинтеграции пограничные — лишь чуть более 50% высказались «за». Это уже позволило Санду заявить, что курс на ЕС будет закреплен в конституции. Тем временем Еврокомиссия обвинила Россию во вмешательстве в выборы
В воскресенье, 20 октября, жители Молдавии выбирали президента. Однако ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов. Через две недели состоится второй тур. В него вышли действующий президент Молдавии Майя Санду и бывший генпрокурор Александр Стояногло. Также 20 октября прошел референдум о вступлении Молдавии в ЕС, голоса за и против разделились почти пополам.
По поводу итогов выборов и референдума в республике звучат разные оценки — одни называют их обескураживающими, другие, напротив, выступают в духе «немного не додавили». Сторонники Санду надеялись на победу в первом туре, но не случилось — набрав 42% голосов, действующий президент пропустила во второй тур Александра Стояногло — у него 26%. А вот с референдумом был фотофиниш — чуть более 50% за курс евроинтеграции, чуть более 49% — против. Поначалу отрыв противников евроинтеграции составлял 10%, но ночью ситуация перевернулась — это дает почву для тезисов о подтасовках и дорисовках голосов.
Согласно статистике, представленной на сайте ЦИК Молдавии, всего в республике зарегистрированы 3,3 млн избирателей, из них почти два млн находятся в самой республике, чуть более 1 млн — за рубежом и 274 тысячи человек — в Приднестровье. Проголосовали в итоге почти 1,5 млн граждан. За вступление в ЕС, по данным ЦИК, голосовали только в Кишиневе и восьми районах республики. Еще 24 района, а также Гагаузия и Приднестровье высказались против. Голоса для курса в ЕС добрали за счет диаспор — там евроинтеграцию поддерживают почти 78% граждан республики, говорит профессор Высшей школы экономики Екатерина Энтина:
Екатерина Энтина профессор ВШЭ, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН «И Брюссель, и Кишинев будут апеллировать к тому, что такой микроскопический перевес в сторону сторонников закрепления европейского пути Кишинева в конституции — вовсе не результат объективно сложившихся разночтений в обществе и размежевания в обществе, а результат внешнего воздействия, которое оказывалось на голосующих. Такой незначительный перевес дает сейчас возможность Майе Санду максимально мобилизовать свой электорат для второго тура. Итоги первого тура показывают, что за нее готовы проголосовать более 40% населения, а за Стояногло — менее 30%. Вероятнее всего, Майя Санду во втором туре одержит победу, хотя молдавское общество, как показывает 2016 год с избранием Игоря Додона в качестве президента, может демонстрировать совсем разное поведение».
В России в этот раз работали лишь два участка вместо 17, как это было в 2020 году. В Италии участков было 60, в Германии — 26, а в США и Румынии — по 16. Точное число проголосовавших в России не называется, оценки сильно разнятся — в МИД РФ говорили о подготовке 10 тысяч бюллетеней, в то время как по данным молдавского МИД, избирателей из России — более 300 тысяч человек.
Совпадение или нет, но Санду заявила, что Молдавия столкнулась с «беспрецедентным нападением на свободу и демократию» во время голосования. По ее данным, некие преступные группировки стремились купить как раз 300 тысяч голосов. Получилось, по данным Санду, подкупить 150 тысяч избирателей. Позднее Еврокомиссия обвинила Россию в «беспрецедентном вмешательстве» в выборы и референдум.
Западные СМИ подхватили эти тезисы, высказав только позицию Санду, и предпочли не заметить некоторые детали, которые предваряли эти выборы. Об этих моментах напомнили в Кремле — Дмитрий Песков сказал, что значимая оппозиция в Молдавии была лишена возможности участвовать в избирательной кампании. В частности, под запрет попали партия «Шанс» и блок «Победа». Также, по словам Пескова, Кремль хотел бы увидеть доказательства подкупа голосов. Продолжает молдавский политолог Богдан Цырдя:
Богдан Цырдя политолог «Итоги выборов стали настоящим шоком в первую очередь для Майи Санду, для ее консультантов и для европейских чиновников. Социологические конторы предвещали Санду победу в первом туре со счетом 60%. Референдум по пессимистичным сценариям должен был показать 68% «за». За один месяц у нас побывал весь топ политического бомонда Европейского союза, начиная с канцлера ФРГ Олафа Шольца, продолжая президентом Румынии Клаусом Йоханнисом, президентами трех прибалтийских республик, заканчивая самой Урсулой фон дер Ляйен. И говорят, что это не вмешательство в выборы, и что это Россия вмешивается в выборы. А как Россия вмешивается, если вы запретили 15 оппозиционных телеканалов и 70 порталов? Все российское телевидение запрещено в Молдове».
Критика со стороны международных наблюдателей в адрес официальных властей Молдавии все же прозвучала — пока на уровне ОБСЕ. Организация посчитала, что Майя Санду пользовалась привилегированным положением и использовала админресурс во время избирательной кампании. Конкуренты не имели равных возможностей, подчеркнули в ОБСЕ. Результат на референдуме в 50,5% «за» уже позволил Санду заявить, что курс на евроинтеграцию будет закреплен в конституции республики. Второй тур президентских выборов пройдет 3 ноября, два главных конкурента — Санду и Стояногло — уже вызвали друг друга на дебаты.