Цитаты персоны
Все персоныИгорь Юшков
ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности
Мнение к материалу от 18 ноября 2024 года:
«Минфин подготовил сразу несколько налоговых изменений для нефтегазовой отрасли»«Это желание Минфина пополнить бюджет, потому что до бесконечности использовать только ФНБ для закрытия дефицита бюджета невозможно. И мы видим, что правительство пытается диверсифицироваться, что для нефтяников, для добычи налоги тоже подросли, и до бесконечности исключительно на нефтяные компании, производителей нефти, нефтепродуктов наращивать нагрузку невозможно. «Транснефть» до этого не подвергалась повышению налогов, сейчас добрались и до нее. «Газпром», который является собственником газотранспортной системы, тоже страдает от НДПИ, и каждый месяц, вне зависимости от своих производственных и финансовых результатов, «Газпром» платил надбавку на НДПИ, а сейчас с него сняли эту нагрузку. То же самое стоит ожидать и с «Транснефтью»: в следующем году она уже не будет платить повышенный налог, если же мы говорим об обнулении налога НДПИ на трубный газ на Ямале, то нам не нужно стимулировать добычу этого газа, потому что и других объемов достаточно, то есть «Газпром» уже на протяжении последних десятилетий уходил все севернее и севернее, и эти месторождения должны были наполнять новый газопровод, например, «Северный поток — 2», потому что они создают северный контур. Но за 2022-2023 годы поставка российского газа в Европу упала примерно на 130 млрд кубов. Зачем стимулировать разработку трудноизвлекаемого газа, не совсем понятно. Те проекты, которые реализует «Новатек», ориентированные на экспорт, будь то в виде СПГ или в виде аммиака, в любом случае уже получили налоговые послабления: нулевая ставка НДПИ, экспортная пошлина на СПГ отсутствует, но моментального эффекта от этого ждать не стоит. Пока никто не заявлял крупных проектов по добыче трудноизвлекаемого газа на Ямале, и в этом плане, может быть, это какая-то превентивная мера».
Мнение к материалу от 13 ноября 2024 года:
«Американские аналитики считают вероятной цену на нефть в $40 за баррель в 2025 году»« Для России, конечно, падение цен до столь радикального уровня негативно. Потому что, во-первых, мы существенно не сможем нарастить объем производства, у нас сейчас примерно 9 млн баррелей в сутки объем добычи, ну, допустим, если мы на миллион баррелей можем довольно оперативно нарастить объем производства, дальше уже нужны будут инвестиции и постепенно, постепенно, только месяц от месяца мы сможем увеличить объем добычи. А бюджет у нас сверстан исходя из примерно 70 долларов за баррель, поэтому конечно сокращение в половину доходов бюджета даже на несколько месяцев будет для нас очень негативным. То есть нужно будет либо сокращать расходы, а мы понимаем, что это будет крайне сложно сделать. Поэтому конечно для нас это негативный сценарий, и разрыв соглашения ОПЕК+ нам не выгоден. Но пока объективных обстоятельств для того, чтобы разорвалось соглашение ОПЕК+ мы тоже не видим. Единственная, наверное, здесь логика, что мол при Трампе в США увеличится радикально объем производства нефти, и это приведет к развалу ОПЕК+, что смысла не будет сдерживать объем добычи, когда цена все равно падает из-за того, что США занимают все большую долю на рынке, увеличивая объем своего производства. Но вот здесь сомнителен сам изначальный тезис о том, что при Трампе вдруг произойдет взрывной рост добычи, они и так добывают по максимуму, их ничего не ограничивает. И объем добычи в США зависит не от того, кто президентом является, а от того, какие экономические условия складываются. Поэтому я бы здесь все-таки взрывного роста объемов производства в США не ожидал, а значит, не будет причины для развала ОПЕК+, по крайней мере, в ближайшее время».
Мнение к материалу от 9 ноября 2024 года:
«WSJ: в Кремле изучают возможность объединения нефтяных гигантов» «Подобная операция вряд ли возможна. Даже чисто технически получается, что это все равно как-то должно оплачиваться. Перечисленные компании довольно разношерстные: «Газпромнефть» — государственная, «Лукойл» — частная, и если их поглощает «Роснефть», она все равно должна какие-то суммы, близкие к рыночным, заплатить. Такой суммы сейчас у «Роснефти» в обороте нет, и занять ее сложно. Когда «Роснефть» покупала ТНК-BP, она привлекала кредитные средства фактически со всего мира. Сейчас взять кредит ни в западных, ни в восточных банках в таком масштабе не удастся. Поэтому чисто технически такое поглощение нечем оплатить. Плюс непонятен смысл. Если мы рассматриваем такое поглощение, если мы предполагаем, что это некое государственное решение, то зачем это делать, ради того, чтобы лучше управлять отраслью? Она и так вполне себе нормально управляется. А зачем это публикуется? Здесь, скорее, можно усмотреть именно политический мотив. Зачем The Wall Street Journal выпускает такую статью? Может быть, как раз для того, чтобы внести некий конфликт в российские политические и экономические элиты, чтобы показать, что кто-то хочет забрать себе всю отрасль, и государство способствует этому, значит, хотят отнять собственность у частников, в том числе у «Лукойла», а в последующем будут какие-то другие компании. И подобную тактику на разделение политических и экономических элит Запад может использовать. А вторая задача данной публикации, наверное, — продолжение демонизации России, мол, смотрите, Россия станет огромным нефтяным монстром, если раньше можно было говорить с несколькими компаниями, и это была либеральная модель отрасли, то сейчас РФ превратится в масштабного международного гегемона и будет всем уже диктовать и цены, и объемы и так далее. И это, наверное, призвано напугать тех партнеров, с кем РФ сейчас ведет дела в нефтянке».
Мнение к материалу от 26 октября 2024 года:
«Bloomberg: «Арктик СПГ — 2» прекратил сжижение газа из-за переполнения складов» «Арктик-СПГ 2» должен был быть больше по своей мощности, чем «Ямал-СПГ», и стать фактически крупнейшим в России. Суммарная мощность «Ямал-СПГ» сейчас составляет 17,4 млн тонн, а три очереди «Арктик-СПГ-2» по 6,6 млн тонн, поэтому там практически под 19 млн тонн должно было выходить. А с учетом того, что «Ямал-СПГ» работает с превышением проектной мощности, выдает больше 20 млн тонн, то и «Арктик-СПГ 2», скорее всего, тоже выдавал бы существенно больше 20 млн тонн. Но это три очереди. Дальше начались санкции, пусконаладка второй очереди займет больше времени, чем первой, и поэтому она заработает, скорее всего, в первом полугодии 2025 года. Первая очередь «Арктик-СПГ 2» заработала в декабре еще 2023 года, с нее получили первое СПГ, но дальше встал вопрос — а куда его девать? Потому что для «Арктик-СПГ-2» заказали 15 танкеров-газовозов ледового класса «Арктик-4» на нашей дальневосточной верфи «Звезда», и еще шесть в Южной Корее. Заказали 15 танкеров-газовозов «Арктик-7», но ни один из них не был сдан, потому что «Звезда» сотрудничала с южнокорейскими судостроителями, а те в 2022 году ушли. По сути из Южной Кореи доставлялись модули судокомплекта, из которых собирали танкеры на «Звезде». Два танкера находятся в высокой степени готовности, и, по всей видимости, их достроят, но они тоже еще не сданы. И в итоге получается, что хотя и запустили первую очередь «Арктик-СПГ-2», но СПГ не на чем вывезти. Потом нашлись танкеры, некий теневой газовый флот, и начались отгрузки, судя по западной прессе. Но к настоящему времени ни одна из партий «Арктик-СПГ-2» не дошла до конечного потребителя: часть партий отгрузили в суднохранилища, часть отгрузили на Камчатке в хаб, который создавал «Новатэк», часть газовозов сейчас курсирует где-то в Азии между Японией и Китаем, часть сосредоточилась как раз около Мурманской области, но никто пока не осмелился купить ни одной партии из первой очереди. Соответственно, это некая проба пера для «Новатэка»: если ты не можешь продать ни одной партии из первой очереди, то какой смысл тебе пытаться запустить вторую очередь? Третья очередь встала на паузу. Официально это объясняют тем, что рабочих перекинули на «Звезду», чтобы достроить газовозы, но фактически с мест сообщают, что рабочих пока просто убрали оттуда, никаких работ по следующим очередям нет, потому что все новые СПГ-проекты «Новатэка» попали под санкции. И сейчас максимум, что мы можем увидеть, — это определенные отгрузки в западное направление, и то это не бесконечно может продолжаться, потому что заполнят хаб в Мурманской области, заполнят сами газовозы — и все, клиента не нашли, дальше девать газ некуда. Тут если мы оценим ущерб, важно понимать, что государству вообще все равно с точки зрения текущих доходов бюджета, потому что этим проектам, «Ямал-СПГ», «СПГ-2», были предоставлены налоговые льготы. У нас вообще нет экспортной пошлины на СПГ, у них обнулены ставка НДПИ на газ, на газовый конденсат, поэтому бюджету все равно. В долгосрочной перспективе да, выгодно было бы, чтобы они работали, потому что через 12 лет «Арктик-СПГ 2» начал бы платить налоги. Ну, может быть, чуть раньше, если бы он работал с превышением проектной мощности. Чтобы изменить политику государства, вводить санкции против СПГ бесполезно. Для «Новатэка» это большой удар, потому что он всю свою стратегию основывал на реализации СПГ-проектов».
Мнение к материалу от 21 октября 2024 года:
«Politico: 15-й пакет санкций ЕС будет направлен против российского экспорта СПГ»«Принципиально секторальные санкции в отношении российского CПГ вводить крайне сложно. Вполне возможно, санкции по СПГ будут касаться лишь дублирования тех ограничений, которые были введены со стороны США и Великобритании — они пополняли санкционные списки прежде всего газовозами, которые уличили в том, что они вывозят продукцию, уже попав под ограничения проекта «Арктик СПГ — 2», и компаниями-собственниками, компаниями-операторами этих газовозов — они либо из Индии, либо из ОАЭ. Возможно, что ЕС пойдет по тому же пути и просто продублирует эти же ограничения, и это будет наиболее безболезненно для них, потому что все, что касается российского СПГ, может оказаться довольно болезненным для Европы, именно поэтому они до сих пор не ввели запрет на импорт российского СПГ. Они обсуждали это в рамках 14-го пакета антироссийских санкций, тогда они бы спровоцировали дефицит на своем рынке, потому что РФ сейчас, как правило, занимает второе место, уступая только США, по объемам поставок СПГ. Если ЕС отказывается от нашей продукции, у него уменьшается круг потенциальных поставщиков, возникнет дефицит, и это будет провоцировать рост цен, что ударит по европейской экономике, поддержит курс на деиндустриализацию и прочее. Поэтому они пошли по второму пути — приняли более рациональное решение, запретили у себя перевалку СПГ из России, это значит, что они, наоборот, насытили внутренний рынок российским газом и сделали так, чтобы газа приходило больше, рынок насыщался и цены понижались. И перевалка там бы осуществлялась довольно часто, особенно в Бельгии, у «Новатэка» был долгосрочный контракт на аренду мощностей по хранению СПГ. Да, какие-то объемы перегрузки, которые все-таки нужно отправить в Азию, «Ямал СПГ» теперь осуществляет в акватории Мурманской области, дальше этот газовоз уже неледового класса идет оттуда в Азию, а не из Европы, тем не менее какие-то объемы проще продать в Европе, чем заниматься перегрузкой борт о борт. Я думаю, что они могут продублировать американские санкции, потому что американцы приняли запрет на любое взаимодействие, внесли в SDN-лист все будущие проекты СПГ в РФ, поэтому ЕС может их просто продублировать и сказать: мы тоже вносим в свои санкционные списки. Для государства эффекта здесь и сейчас не будет фактически никакого, потому что «Ямал СПГ» освобожден от выплат НДПИ, бюджет от этого никак не пострадает — что есть эти проекты, что их нет. Коммерческой компании будет существенный урон. В частности, «Новатэк» делал ставку на СПГ-стратегию на рынке глобального СПГ и на серийное производство СПГ-заводов. Если ему перекрыть европейский рынок, его маржинальность существенно снизится, но это проблемы скорее компании будут, чем государства».