Цитаты персоны
Все персоныСтанислав Митрахович
ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета
Мнение к материалу от 18 ноября 2024 года:
«США могут отключить Газпромбанк от SWIFT»«На текущий момент возможность осуществления транзакций по SWIFT и через Газпромбанк существует, по всей видимости, была договоренность между США и европейцами, особенно теми, которые до сих пор получают российский газ, в том числе входящие в ЕС — Словакия, Венгрия, север Италии. Поэтом была договоренность, что для транзакций можно использовать Газпромбанк. Но идет эскалация конфликта, которую администрация Байдена затевает в последние недели своего нахождения у власти, и в экономическом, и в военном плане и так далее. Возникла ситуация, когда главный остающийся потребитель российского газа— Австрия — находится на грани либо полного, либо частичного прекращения поставок газа из РФ, по крайней мере, напрямую, возможно, поставки через соседние страны могут быть тоже ограничены. В этих условиях, видимо, администрация Байдена, поднимая ставки в игре, осложняет возможности расчетов, в том числе через SWIFT и «Газпромбанк», поэтому гипотетически может быть принято решение о том, чтобы отключить Газпромбанк от SWIFT. SWIFT — это не единственная система передачи финансовых сообщений, есть альтернативы, просто они более затратные и менее удобные, но они возможны. Что касается поставок российского газа в Китай, то их система SWIFT вообще никак сейчас не обслуживает, там используется альтернативный механизм в национальных валютах, поставкам по «Силе Сибири» потенциальная отмена никак не угрожает. Что касается российского СПГ-экспорта, то не было официальных сообщений, как именно там сейчас устроены финансовые транзакции, но тоже можно найти варианты. На текущем этапе отключение от SWIFT не может быть столь же влиятельным фактором санкционной политики, как оно могло быть в начале 2022 года. Тут более важная история — прекращение поставок газа в Австрию, по крайней мере, напрямую, потому что, думаю, можно найти варианты, как с той же самой Венгрией рассчитываться за пределами SWIFT, а как договориться с Австрией, чтобы поставки возобновились напрямую, — вот это более сложная задача».
Мнение к материалу от 14 ноября 2024 года:
«Цены на газ в ЕС превысили 500 долларов за тысячу кубометров»«Что касается запрета Германии принимать российский СПГ в своих портах, то на самом деле, в этом нет ничего принципиально нового, потому что Германия и раньше не принимала российский СПГ – по крайней мере, статистика этого не показывала за последнее время. Есть соседние страны, которые российский газ покупают сжиженный, в том числе, напри мер, Бельгия, Франция, Испания – а вот из Бельгии, например, газ докинуть до Германии в регазифицированном виде довольно легко, поэтому чисто технически можно как раз и предположить, что молекулы российского газа до Германии вполне себе доходят – это не говоря уже о том, что есть контракт действительно у национализированной дочки «Газпрома» в Германии на поставки газа с «Ямал-СПГ», но это больше относится к поставкам в другие страны, или даже в другие регионы – в Индию, а не в саму Европу. Поэтому ничего принципиально, конечно, не изменится от решения немецких властей, более важно будет решение Европейского союза в принципе о запрете российского СПГ, но мне кажется, оно в ближайшее время вряд ли будет принято, а если и будет принято в 15-м пакете санкций, то, скорее всего, будет отложено решение, то есть исполнение этого решения, возможно, пройдет, скажем, чрез год, что-то в таком духе. И дальше уже все будет зависеть от политической конъюнктуры, будет ли какой-то компромисс между Россией и Западом, и так далее. На цены, конечно, влияет, потому что цены, мы говорим о ценах на фьючерсах газовые, то есть это спекулятивная история. В любом случае, на новостной поток реагируют игроки рынка, и поэтому фьючерсы действительно могут увеличиться в цене. Но это может быть временный эффект – после того, как, скажем, выяснится, что другие страны Европейского союза ключевые, нынешние импортеры СПГ, его не запрещают, цены могут обратно снизиться».
Мнение к материалу от 12 октября 2024 года:
«В результате взрыва на автозаправке в Грозном погибли четыре человека»«Если говорить не о технической стороне вопроса, а о том, почему компании, которые занимаются организацией работы АЗС, почему у них есть стимулы, либо отсутствуют стимулы к соблюдению мер безопасности, вопрос в том, что у нас независимые АЗС оказываются в ситуации, когда им сложно зарабатывать на продаже бензина в рознице, когда действующая налоговая система приводит к тому, что просто работа в рознице оказывается не очень рентабельной. Если заправки, принадлежащие вертикальным компаниям, еще могут субсидироваться за счет других видов бизнеса, в частности экспорта, то те, кто работает только на внутреннем рынке, им в текущей ситуации зарабатывать крайне сложно. И поэтому они пытаются экономить на вопросах безопасности, и поэтому у нас периодически происходят события вроде тех, что произошло в Грозном».
Мнение к материалу от 6 октября 2024 года:
«Reuters: стоимость российской нефти поднялась выше санкционного потолка» «Действительно, российская нефть Urals, это наш основной сорт нефти, продается по цене выше ценового потолка, выше price cap. Причин две. Во-первых, потому что, если брать последние несколько дней, то идет увеличение стоимости, в принципе, мировых бенчмарков на нефть, потому что наблюдается определенная политическая эскалация на Ближнем Востоке, что добавляет стоимости нефти вообще и, помимо этого, к российской нефти в том числе. Во-вторых, Россия сумела наладить довольно эффективную систему торговли нефти в текущих условиях всех ограничений. Да, РФ дает дисконты за нефть, в этом дисконте сидит премия для страховщиков перевозчиков и покупателей, которые готовы сами работать в текущих обстоятельствах, но, в принципе, эта система работает. И за счет того, что она работает, РФ может сохранять свою долю на мировом рынке и зарабатывать деньги. Да, дисконт имеет место, но поскольку научились в основном работать с потребностями этих самых страховщиков, перевозчиков и покупателей, которые идут на риск, их условия удовлетворяются, их потребности удовлетворяются, дисконт не вырастает, а находится на том уровне, который более-менее приемлем. По разным оценкам он находится в районе 12 долларов, иногда 15. Ситуация изменяется в зависимости от недели к неделе. Соответственно, Эти цены на российскую нефть, они премиум для российского бюджета и для российской национальной экономики в целом. Так что, скорее всего, российские власти как-то кардинально пересматривать ни прогнозы, ни планы относительно нефтяных доходов не будут. Если только не случится что-то экстраординарное, вроде падения стоимости нефти до 50 долларов для основных бенчмарков, чем пугают западные СМИ — вроде сообщений об остановке экономического роста в Китае и тому подобное. Но все-таки это вряд ли произойдет».
Мнение к материалу от 28 сентября 2024 года:
«Reuters: Индия не будет покупать газ с «Арктик СПГ — 2»»«ЕС пока не готов запретить импорт российского газа с «Ямал СПГ», но в будущем будет популяризован запрет, который уже принят, на перегрузку СПГ в акваториях Евросоюза, это будет означать, что как раз поставки в Европу даже увеличатся, потому что будет экономически невыгодно перегружать газ около стран Европы и дальше везти его в Азию. Но если текущие общие тенденции сохранятся в развитии отношений между РФ и Западом, то через несколько лет можно будет говорить о том, что ЕС может запретить импорт СПГ из России, тогда придется «Ямал СПГ» переориентировать любой ценой на азиатские рынки. Сложности у нас с новым проектом в сфере СПГ, прежде всего, проект «Арктик СПГ-2». Первая часть уже построена, вторая строится, с первой части коммерческие поставки идут изредка, покупатели боятся попасть под санкции, и не хватает танкеров ледового класса, которые газ будут этот возить, ситуация довольно сложная с новыми проектами. В данном случае скажем, проект «Новатэк» в Мурманске СПГ сейчас заморожен, «Обский СПГ» и так далее. В будущем все будет зависеть от общей тенденции отношений России и Запада, и вторая тенденция - насколько успешно мы будем импортозамещаться в сфере ключевых технологий для СПГ, это, прежде всего, само производство СПГ, танкеры, в том числе ледового класса, которые нам необходимы для экспорта. Поэтому за 2024 год особо волноваться не стоит, а вот будут ли выполнены параметры стратегии по СПГ применительно к 2030 году, там вопросов довольно много. Тем более что во второй половине 20-х годов на рынок выйдут новые крупные заводы, которые построены в США, Катаре и других странах, вся конкуренция направлена на снижение цен на СПГ, реализовывать новые проекты в России тоже будет сложнее на рынке, который будет какое-то время переполнен предложением».