Цитаты персоны
Все персоныСофья Донец
главный экономист «Т-Инвестиции»
Мнение к материалу от 18 ноября 2024 года:
«ЦБ заявил о необходимости дополнительной жесткости денежно-кредитных условий»«Данные, которые мы наблюдаем по клиентам банка, по их расходам, по чекам, как растут цены на их потребительскую корзину, отличаются от инфляции Росстата, потому что наш клиент отличается, возможно, от среднего россиянина, потому что клиенты смещены и по возрасту — в поле молодого возраста, и по размещению — например, в мегаполисы больше, чем в регионы. Но при этом связь, безусловно, есть, мы видим, что большую часть времени наша инфляция близко находится к инфляции Росстата. При этом наша инфляция более волатильна. Она охватывает только товарные группы. Пока в нее не включены услуги, мы работаем над этим. В целом, мы видели эпизоды, когда инфляция, по нашим данным, отклонялась от росстатовской, но бывало такое, что они сходились за счет того, что наша инфляция снижалась, потому что она умеет ходить в обе стороны в том числе потому, что есть эффект скидок и акций, который исключен из расчета Росстата. Этот эффект скидок и акций очень интересно был проиллюстрирован последними двумя месяцами. В октябре мы видели резкое ускорение цен, а в последнюю неделю, в ту самую неделю скидок, неделю «черной пятницы», мы увидели снижение цен — не просто замедление роста, а снижение цен почти на 1 процентный пункт, которое частично компенсировало взлет октябрьских значений. То есть это, возможно, действительно история про то, что какие-то цены повышались наперед, а затем как реакция на спрос, как реакция на такую подстройку к спросу они могут даже снижаться. Пока наша инфляция превышает 10% с начала года против 7% Росстата. Так же было и по результатам прошлого года. По итогам прошлого года наша инфляция составила около 9% против 7,5% данных Росстата. Такое превышение, наверное, нормально».
Мнение к материалу от 5 ноября 2024 года:
«Ставки по депозитам близятся к историческому рекорду»«Учитывая, что есть потенциал роста ключевой ставки еще до 23%, туда же могут отправиться и максимальные ставки по депозитам, мы уже видим отдельные точечные предложения с такой ставкой. Хотя это всегда маскировка, это маркетинговые ставки, их надо еще умудриться получить, это иногда не ставка, а доходность, и так далее. Но тем не менее, уже на радарах показалось 23%. Но это большая разница с предположением о том, что весной мы уйдем к 30%, вообще мы всегда предостерегаем от того, чтобы рисовать прогнозы по линейке. Мы уже на предельно высоких ставках, где каждый шаг повышения — последний, но в любом случае очень уж долго с такими высокими ставками, кажется, экономика не протянет. Поэтому здесь, наверное, надо ждать пиков уже совсем близко, наверное, 23% — это реалистичная следующая остановка».
Мнение к материалу от 25 октября 2024 года:
«Поспевают ли зарплаты за инфляцией?»«У нас вот в этом году зарплаты растут — 20% год к году. Ни в одной экономике, даже супергибкой, у которой нет ограничений ни по кадрам, ни по загрузке мощностей, ни по импорту, вы не увидите роста предложения на 20% в год, который сможет догнать такой рост доходов. И потом уже тогда встает вопрос: а почему же так выросли доходы? Вроде бы те же люди и зарплаты получают, и производят, а потом сами же ходят в магазин за этими товарами. Но тут надо сказать о том, что у нас случился приток дополнительных денег в экономику — не то что бесплатных, но выпадающих из обычного экономического периметра, а именно бюджетных средств. По 3 трлн три года подряд у нас расходуются из сбережений Минфина, то есть они вынимаются не из текущего момента, а добавляются свыше. Поэтому еще раз: нет ни одной экономики, которая может производить услуги, товары или даже закупиться импортом, чтобы догнать 20% рост доходов, без повышения цен».
Мнение к материалу от 4 октября 2024 года:
«Официальный курс доллара впервые за год превысил 95 рублей» «Когда мы находимся в зоне недооцененности рубля, мы ждем, когда устранятся какие-то факторы, например, переоткрытие после праздников китайских рынков, возобновление операций ЦБ в сторону продажи валюты, которая тоже добавляет ликвидности. Эти факторы, которые смягчат дефицит валютной ликвидности, и могут действительно запустить коррекцию уже на следующей неделе. А другой важный фактор — это восстановительная динамика в ценах на нефть, если она закрепится, тоже будем надеяться на укрепление рубля. Середина месяца бывает благоприятна для валюты, потому что растет спрос на рубли, и здесь поддержка идет для курса — это то, что в районе приходится 10-15 числа, там мы обычно видим стабилизационную полочку. И когда мы находимся в зоне недооцененности, есть всегда риск, что где-то подключится спекулятивная операция. Поэтому без объективных драйверов сложно сказать точно, в какой день мы корректируемся и насколько».
Мнение к материалу от 30 сентября 2024 года:
«Токийская биржа упала из-за планов нового премьера по нормализации экономики» «Надо, конечно, очень сильно оговориться, что японские процентные ставки остаются невысокими в реальном выражении, в отличие, например, от России, где супер высокие реальные положительные процентные ставки, в Японии процентные ставки все-таки находятся в зеленой зоне. То есть там есть куда повышать именно просто потому, что старт очень низкий. Для Японии повышение ставок будет движением по нормализации политики, а не в сторону жесткой политики, то есть для экономики это не какая-то большая проблема. Но финансовые рынки живут на номинальных значениях, им важно движение ставок, все хотят на чем-то заработать. Поэтому да, сейчас действительно реакция идет на новости и на возможное дальнейшее расхождение в этих двух циклах, в двух валютах. Думаю, что японская экономика, наверное, не будет страдать существенно от нормализации в ставках, но многие говорят о том, что Япония нам показывает, куда придет в итоге Европа, куда с большим лагом придут Штаты и так далее. То есть реальность супер низких процентных ставок, из которых трудно выбираться, такой реальности, в том числе завязанной на демографию, структуру населения, и соответствующие нюансы с рынками и сбережениями. Я думаю, что именно потому, что у экономики есть привычка к низким ставкам, ЦБ не придется идти большую дорогу по повышению ставок. Скорее всего, мы увидим некоторое циклическое повышение, а потом опять возврат к стабилизации и снижению, тут нет речи о большом инфляционном цикле или большом цикле повышения ставок».