Караван кредитных историй. Согласие на раскрытие больше не потребуется?
Лента новостей
Инициатива исходит от ассоциации «Россия». Предложение находится на рассмотрении ЦБ. Чего больше — пользы или вреда?
ОБНОВЛЕНО 13:49
Отменить обязательное согласие клиента на запрос его кредитной истории — с такой инициативой обратилось в Центробанк банковское сообщество под эгидой ассоциации «Россия». Закон следует изменить таким образом, чтобы однажды полученное согласие на запрос в бюро кредитных историй стало бессрочным, считают банкиры. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка.
Изменения должны коснуться тех граждан, которые уже состоят с банком в тех или иных договорных отношениях. В то же время глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков против подобной идеи:
Анатолий Аксаков президент Ассоциации региональных банков России «Очевидно, что у некоторых кредитных организаций есть интерес к тому, чтобы знать, какова реальная кредитоспособность того или иного гражданина. Оперируя этими данными можно активно взаимодействовать с теми, кто имеет хорошую кредитную историю, либо вообще ее не имеет, соответственно, можно поработать с потенциальным клиентом, чтобы предложить ему финансовые услуги. Я лично против того, чтобы давать допуск к кредитным историям граждан без их согласия. Считаю, что закон о персональных данных запрещает это, и важно нам эту норму сохранить. То есть, если желаете узнать о своем клиенте, потенциальном клиенте, запрашивайте согласие. И, если вы собираетесь выдавать кредит, тоже надо получить согласие на ознакомление с кредитной историей. Я считаю, что эта норма вполне себя уже зарекомендовала, отработала уже довольно длительное время, и придумывать новые всякие изменения в законодательство, на мой взгляд, сейчас не целесообразно».
Чем вызвана такая инициатива, и кого она коснется?
Эдуард Савуляк директор московского офиса компании Tax Consulting UK «Банк просто говорит: мне необходим такой перечень документов, в том числе ваше заявление на то, чтобы по вашей кредитной истории получили информацию. Если вы это не даете, кредит просто не дают, все просто. Но вы к нему пришли, кредитная история была хорошая или это был первый кредит и единственный, а может быть, через полгода таких кредитов уже будет шесть, и какой-то из них уже не гасится. Поэтому, чтобы мониторить в процессе то, насколько вы по-прежнему хороший заемщик, а в жизни разное бывает, как раз для этого и необходимо банкам не бегать и выспрашивать разрешение у заемщиков, а самим эту информацию получать. Коснется заемщиков эта мера обязательно, но именно тех, которые какие-то проблемы испытывают. Здесь может так получиться, что человек исправит, погасит этот кредит перед банком, какие-то проблемы, может быть, у него есть в банке другом, и он, может быть, рассчитывает в этом банке, первом, еще на какие-то льготы, кредиты, и ему в этом могут отказать, исследовав его состояние в целом. Другое дело, чтобы не пережали палку. С одной стороны, банки якобы хотят контролировать свои риски. Но для человека, которому нужны деньги, которому банк их не дает... он просто идет в микрофинансовую организацию и берет деньги там под более ужасные условия. И закончится это тем, что теоретически он мог выскочить из этой долговой ямы и банку все погасить, но за счет того, что МФО пошустрее, не всегда в правовом поле действуют, все деньги достанутся им, а банк из-за своих перестраховок может остаться в просрочке. Такое тоже может быть».
Введение доступа к кредитным историям без согласия банков, скорее, будет иметь положительные последствия, чем отрицательные, считает вице-президент инвестиционной компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский.
Алексей Вязовский вице-президент инвестиционной компании «Золотой монетный дом» «Для банков это снижение издержек на выдачу кредитов и ускорение самой процедуры. Для заемщиков, тут тяжело сказать. У нас очень много финансово неграмотных заемщиков, которые не всегда могут оценить выгоду от того или иного кредита, издержки, которые они понесут на выплату процентов. И, если это явление будет носить массовый характер, по кредитным картам оно носит массовый характер, массовый с рассылкой по почте и так далее, то это может усугубить ситуацию с «плохими» кредитами, которая сейчас есть. С другой стороны, у нас в последние годы был спад кредитования в России, и сейчас банки наращивают кредитование, но чтобы как-то оживить экономику, а это оживит экономику, в первую очередь падающий спрос, то есть с макроэкономической точки зрения здесь больше позитива, чем негатива. Агрессивный маркетинг уже по факту существует. Тут тяжело заранее ответить, на месте властей, может быть, это где-то внедрить на каком-то тестовом полигоне в каком регионе и посмотреть, как это будет работать. И дальше нужно сравнить: стало ли больше проблемных кредитов в этом регионе после того, как банкиры получили доступ в постоянном режиме без одобрения заемщика к базе кредитных историй, и после этого распространять уже на всю страну».
В то же время зампред Банка России Михаил Сухов заявил, что регулятор рассмотрит данный вопрос, только если банкиры приведут весомые аргументы. С прошлого года в законе «О потребительском кредите» появился новый раздел, именуемый «информационная история». Доступ к информационной части кредитной истории заемщика могут получить финансовые организации, работодатели, арендодатели, коллекторы и другие лица и организации. В частности, в этом разделе указываются причины отказа в кредите, сумма займа и другие факторы, которые могут повлиять на решение кредитора.