Запретный Microsoft: российские компании заподозрили в приобретении санкционного ПО
Лента новостей
Согласно этим данным, некоторые пользователи представили американской корпорации ложные сведения о себе. Это в том числе касается крымских предприятий
Обновлено в 16:31
Российские госкомпании, а также предприятия в Крыму покупали продукцию Microsoft, несмотря на санкции, которые запрещают компаниям, базирующимся в США, заключать с ними контракты. Об этом пишет Reuters.
Источники, близкие к сделкам, сообщили агентству, что некоторые пользователи представили американской корпорации ложные данные о себе, поэтому Microsoft не имеет возможности полностью исключить попадание к ним своей продукции. Госкомпании покупали продукцию IT-гиганта у третьих лиц. Reuters не нашло доказательств того, что Microsoft продавала ПО напрямую организациям, которые находятся под санкциями.
Поставку продуктов Microsoft в госорганизации Reuters подтвердили люди, участвовавшие в пяти сделках. По данным агентства, изучавшего данные госзакупок, российские госорганизации и крымские предприятия, на которые распространяются санкции, приобрели не менее 5000 продуктов Microsoft на сумму свыше 60 млн рублей, то есть около 1 млн долларов.
Среди находящихся под санкциями организаций, которые приобрели продукцию Microsoft, концерн «Алмаз-Антей». Также ПО американской компании закупала Главгосэкспертиза России, участвующая в работе над проектом постройки моста через Керченский пролив. Продукты также приобретал санаторий «Крым» Минобороны, пишет агентство.
После введения санкций против России Microsoft приняла меры для предотвращения получения ее продуктов находящимися под санкциями организациями, сообщили Reuters пять источников. Однако люди, участвовавшие в сделках, сказали, что существуют способы обхода ограничений. Так, например, базирующийся в Крыму судостроительный завод «Море» купил в июне 2016 года 150 продуктов компании. По данным агентства, предприятие закупало программное обеспечение через частную фирму. Другой способ обойти ограничения, действующие в отношении базирующихся на полуострове организаций, — не указывать крымский адрес при регистрации продукта.
11 октября «Ведомости» написали о том, что Volkswagen запретил российским автодилерам продавать в Крыму грузовики, коммерческие автомобили на десять и более пассажиров, а также машины спецназначения. Об этом говорилось в письме, которое распространило среди автодилеров российское представительство немецкого автоконцерна.
Источник газеты в «Фольксваген Груп Рус» пояснил, что перечисленные в послании модели не поставлялись в Крым с 2014 года, после введения санкций. «Это письмо-напоминание, оно рассылается регулярно», — пояснил собеседник издания. При этом автодилеры уточнили, что такое письмо получили впервые.
Происходящее прокомментировал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «От санкций устали и мы, и европейцы. Я, конечно, имею в виду прежде всего европейский бизнес и ту часть европейской политической элиты, которая понимает прекрасно, что без экономики никуда не двинуться и интересы бизнеса надо тоже учитывать. Мы понимаем прекрасно, что сейчас идет поиск все-таки некой новой модели организации отношений между европейским бизнесом и Россией. Почему? Потому что европейский бизнес не может игнорировать санкции, это понятно. Но при этом Россия, конечно, заинтересована в том, чтобы европейский бизнес оставался в стране. Все понимают, что санкции не будут изменены в ближайшее время. Но при этом есть готовность как-то уже двигаться вперед. И вот, собственно, сейчас нужно этот пограничный формат выработать. Насколько он пограничный — там тоже есть «мины» и «колючая проволока», поэтому и возникают периодически скандальные истории. История, собственно, самая пока шумная — с Siemens и турбинами. Несмотря на всю демагогию про «спасибо вам за санкции, мы сейчас импортозаместимся», все прекрасно понимают, что по многим направлениям никакого импортозамещения нет и в ближайшее время не будет. Без европейских компаний многие проекты просто реализованы быть не могут. Отсюда интерес к российскому рынку. Поэтому этот интерес взаимный. Европейские компании сюда приезжают, и российская власть их с удовольствием принимает. Я думаю, что на встрече Путина с немецким бизнесом президент в очередной раз скажет: мы не начинали этот конфликт, мы совершенно не заинтересованы, чтобы он продолжался, но вы же понимаете, что на нас давят — мы отвечаем, мы не можем здесь прогнуться, давайте искать формы взаимодействия, мы только за».
По словам немецкого политолога Александра Рара, сейчас главная тема немецкой прессы — увеличение инвестиций в российскую экономику:
Александр Рар журналист, политолог «Я читаю, скорее, о том, что Siemens готова дальше вкладываться в Россию. Новости положительные. Впервые, я должен сказать, за многие месяцы, фактически первый раз с 2014 года пресса начинает опять положительно писать о России, потому что макроэкономический показатель на удивление хороший, что касается российской экономики. Немцам всегда важно, чтобы в России была стабильность. Конечно, бизнес-лобби в Германии будет нажимать на будущее правительство с тем, чтобы уже пойти на процесс снятия этих самых санкций в отношении России. В первую очередь немцев интересует, чтобы Россия сняла свои санкции, потому что тут недавно появилась такая статья, которая ссылалась на исследование Австрийского института экономических исследований: Европейский союз потерял чуть ли не 30 млрд евро на санкциях с Россией».
Как на полуострове обстоят дела с коммерческим и грузовым транспортом? Как изменился парк после 2014 года? Комментирует крымский журналист, общественный деятель Александр Горный:
— Некоторые покупают новый коммерческий транспорт, но большинство покупает секонд-хенд, потому что он дешевле и проще эксплуатировать получается. Что касается нового автотранспорта, то, безусловно, наверняка есть и такие покупки, их не так много, но и в основном, конечно, люди покупали в Крыму. Это можно было купить через дилеров, хотя они, может быть, работают и не совсем, как говорится, официально, но в продаже есть совершенно разные марки, и не только Volkswagen.
— На сайтах официальных дилеров Volkswagen в Крыму модели-транспортеры и вообще коммерческий транспорт не представлены.
— Безусловно, я думаю, что, скорее всего, они закупаются на материке, это вполне нормальная практика.
— Если обратить внимание на автопарк, то в основном что он из себя представляет?
— Это старый автопарк, доставшийся с украинских времен. Если брать автобусы, то они идут с материка — это отечественной сборки, если брать вот этот коммерческий транспорт, я очень много видел Mercedes, очень много Volkswagen, Renault. Во всяком случае, они есть. Но покупались ли они новые или это покупались уже какие-то машины б/у, мне сложно сказать, потому что, конечно, они выглядят все хорошо и замечательно.
Что касается программного обеспечения, сооснователь «Битрикс 24» Сергей Рыжиков считает, что у Microsoft практически нет возможности отследить конечного потребителя своего продукта:
Сергей Рыжиков гендиректор компании «1С-Битрикс» «Важно отметить, что, вообще, технически отследить поставку в санкционной компании практически невозможно. То есть любой дистрибьютор, любой партнер Microsoft может отгрузить лицензионные ключи, не зная до конца конечных получателей. Соответственно, выполнение госконтракта будет осуществлено и формально будет иметь нарушения. Здесь, скорее, просматривается, не знаю, какой-то информационный скандал, который может навредить Microsoft, но вряд ли навредит госструктурам. Альтернативы, конечно, есть всегда. Есть другие операционные системы, другие базы данных. Вопрос только в том, какие приложения используют именно Windows. Это значит, что для поиска альтернативы может потребоваться переписать приложение. В данном же случае, скорее всего, поставка осуществляется для функционирования того софта, который уже написан и существует. Отметил бы, что, вообще, появление санкций на программные продукты стало большим сюрпризом не только для российских чиновников, но и для многих других государств. Раньше никогда лицензионный софт не участвовал в таких историях, и в целом подразумевалось, что через софт или сервис не могут быть введены какие-то санкции либо ограничения. Но на сегодняшний момент все воспринимают это уже как данность и меняют свое поведение — ищут альтернативы и переписывают в том числе софт, который всегда безбоязненно создавался для операционных систем Windows».
Все это происходит на фоне ожидающейся 12 октября в Сочи встречи президента Владимира Путина с представителями крупного бизнеса Германии. Как пишет ТАСС, будут участвовать примерно 20 представителей немецкого бизнеса. Среди них главы таких компаний, как Bauer, Knauf, Siemens, Metro и другие. Предполагается, что все компании будут представлены председателями правлений и только от Siemens будет член правления компании.