Симонов: «Чтобы Белоусов сохранил аппаратное лицо, нужно разыграть какой-то спектакль»
Лента новостей
Уровень дискуссии об изъятии сверхдоходов повышается. Помощник президента Андрей Белоусов собирается обсудить эту идею с собственниками металлургических и химических гигантов. Удастся ли им найти компромисс, учитывая, что инициатива не нашла поддержки ни у бизнеса, ни у правительства?
Помощник президента Андрей Белоусов хочет встретиться с владельцами металлургических и химических гигантов, сообщает РБК со ссылкой на источники. Изначально должны были прийти топ-менеджеры компаний, но собеседники издания предположили, что Белоусов остался недоволен списком.
Свое участие подтвердили владельцы «Мечела» и «Уралхима» Игорь Зюзин и Дмитрий Мазепин. Также собрались прийти глава «Фосагро» Андрей Гурьев и совладелец «Евраза» Александр Фролов. Эта встреча состоится 24 августа в Российском союзе промышленников и предпринимателей.
Тема — изъятие у металлургов и химиков сверхдоходов. Об этой идее Белоусова стало известно в начале августа. Смысл в том, чтобы изъять у компаний в бюджет полтриллиона рублей сверхдоходов, которые пойдут на выполнение майского указа президента.
Чего ждать от встречи в РСПП, рассказывает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Белоусов оказался в довольно непростой ситуации, потому что эта история приобрела публичный, даже скандальный характер, и правительство, может быть и к неудовольствию Белоусова, — для него, скорее всего, такая консолидированная реакция была даже неожиданной — выступило категорически против этой идеи. При том что на самом деле Белоусов, в общем-то, помогает кабинету министров. Для меня совершенно очевидно, что одна из задач, которую Путин поставил перед новым составом правительства и перед его финансовым макроэкономическим блоком, это изъятие и поиск денег где только возможно. Кабмин ищет деньги везде, это просто очевидно. И Белоусов как бы подсказывает: ребята, полтриллиона я за вас нашел. Но проблема заключается в том, что кабинет министров сам хочет выполнять задачи Путина и Белоусова воспринимают как неприятного аппаратного конкурента. Бизнес, кстати, тоже достаточно консолидированно выступил против, и Белоусов оказался в такой непростой ситуации. Но, если он скажет, что его убедили, что он был неправ, конечно, в аппаратном смысле он будет выглядеть проигравшим. Что это за советник президента, который так просто сдался и признал свое поражение? И тогда его политический и аппаратный вес резко пойдет вниз. Белоусов этого допустить не может, поэтому ему очень важно, чтобы пришли собственники. Почему это важно? Потому что все это выглядит так, будто Белоусов стукнул кулаком по столу и собственники к нему пришли. Если придут наемные менеджеры или люди какого-то второго, третьего порядка, это будет означать прямое неуважение к фигуре Белоусова и демонстрацию бизнесом того веса, который Белоусов имеет в их глазах. Поэтому он настаивает, чтобы они хотя бы пришли сами и зафиксировали уважение к его персоне. А дальше интересно, что произойдет, потому что тоже ходят слухи, что вроде как Белоусов попросит их добровольно, в порядке трудовой дисциплины что-нибудь все-таки в бюджет сдать из этих сверхдоходов. По крайней мере, такая идея обсуждалась на этой неделе. Я действительно не исключаю, что, может быть, будет попытка найти какой-то компромисс, но она будет, конечно, не завтра, это все происходит сейчас, до завтрашнего утра. Чтобы Белоусов сохранил аппаратное лицо, нужно разыграть какой-то спектакль, когда Белоусов скажет: хорошо, моя идея не совсем верная, но все равно вы должны поделиться, и я на этом настаиваю. Бизнесмены скажут: да, товарищ советник, все-таки вы правы в чем-то, и мы готовы здесь нашему государству помочь, но, конечно, не на сумму в полтриллиона рублей. Только такой вариант позволит Белоусову сохранить аппаратное лицо. Я думаю, что он в этом направлении и работает, понимая, что ему такую оборону не преодолеть, его полтриллионный план не сработает».
Инициатива Белоусова вызвала критику не только крупного бизнеса, но и правительства. В частности, в Минфине и Минэкономразвития предложили не изымать доходы, а повышать инвестиционную активность.