В ожидании провокации: Россия обвинила сирийскую оппозицию в подготовке постановочной химатаки
Лента новостей
Если следовать данным российского Министерства обороны, использование боевых веществ может произойти уже в ближайшие дни
Разбираться в сирийском конфликте постепенно становится проще — как минимум в географическом смысле. Правительство контролирует примерно две трети территории Сирии. Курды — еще треть, все земли к северу от Евфрата. Американцы напрямую удерживают полукруг диаметром 100 километров у границы с Иорданией, вокруг базы Ат-Танф.
Наконец, наиболее вероятная следующая горячая точка — провинция Идлиб на северо-западе страны. Там окопалось большинство оставшихся группировок так называемой вооруженной оппозиции (по версии Запада), или террористов (по версии Дамаска). Именно там находится Хан-Шейхун, место прошлогодней химатаки, и Кафр-Зейта — предполагаемое место будущей провокации. О том, кто в действительности может ударить по оппозиции, рассуждает главный редактор Carnegie.ru Александр Баунов:
Александр Баунов главный редактор Carnegie.ru «В принципе, обе стороны способны на хитрость и жестокость в том конфликте. Сирийские источники, условно говоря, могли вести какую-то свою игру, информируя Россию о готовящейся провокации, и при этом одновременно могли готовить какое-то применение боевых веществ. С другой стороны, действительно, мы видим, что американская стратегия, связанная так или иначе со свержением Асада, провалилась, и среди союзников там, на местности, тоже есть люди весьма жестокие, беспринципные, которые, будучи в отчаянном положении, именно используя то, что Запад, конечно же, обвинит Асада, тоже могут пойти на такой шаг».
Предыдущие химатаки отличаются от вероятной, будущей тем, что они происходили без предупреждения. Теперь же российским военным стало известно о провокации заранее, причем в Минобороны уже озвучили две версии. По последней, вчерашней, в Кафр-Зейту привезли специальную группу местных жителей, которые будут именно инсценировать химатаку при содействии «ряженых спасателей» из числа «Белых касок». При этом в субботу, 25 августа, в министерстве заявляли, что в провинцию доставили восемь емкостей с настоящим хлором.
Противоречия двух версий российские военные не объясняли. Если химатака действительно произойдет, поможет ли такое предупреждение установить виновных? Или все всё равно будут обвинять друг друга? Комментирует гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:
Андрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «Конечно, это превентивное заявление, которое призвано настолько, насколько это возможно, не допустить нового американского удара по силам Дамаска, но и, возможно, предотвратить новое обострение вокруг Идлиба. Потому что очевидно: если в Сирии произойдет обострение, скорее всего, оно произойдет именно там. Как показал опыт, технологически довольно трудно зафиксировать источник, определить виновных, поэтому здесь сохраняется очень широкое поле для интерпретаций, для использования любых случаев в текущих политических конъюнктурных интересах, что, собственно говоря, мы и наблюдали не раз в Сирии».
Предыдущая предполагаемая химическая атака произошла в сирийском городе Дума в апреле 2018 года. По итогам инцидента Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) подтвердила обнаружение боевых веществ в пробах, а Всемирная организация здравоохранения сообщила почти о полусотне жертв.
Дамаск настаивал, что химатака была постановочной, и даже показал Западу свидетелей, попавших на видео «Белых касок». Показания не приняли к сведению под предлогом того, что свидетели могли находиться под давлением.
В итоге США и союзники нанесли массированный удар по объектам сирийской армии. В Пентагоне похвастались нанесением серьезного ущерба химической программе Асада, в Дамаске сообщили, что пострадали всего шестеро военных и трое гражданских. Инцидент фактически замяли.