«Перестать оглядываться». Лавров допустил возможность прекращения диалога между Россией и ЕС
Лента новостей
«Те люди, которые отвечают за внешнюю политику на Западе, не понимают необходимости взаимоуважительного разговора», — заявил министр иностранных дел России
Обновлено в 21:16
Сергей Лавров допустил возможность прекращения диалога России и ЕС. Если в Евросоюзе не понимают необходимости взаимоуважительного диалога с Москвой, то Россия будет вынуждена прекратить с ним общаться. Об этом глава российского МИД заявил, выступая на международном дискуссионном клубе «Валдай».
Заявление главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, по мнению Лаврова, очень серьезное, но России надо «перестать оглядываться на эти оценки». Глава российского МИД также рассказал, что заявил о высокомерном отношении Брюсселя к Москве на встрече с верховным представителем ЕС Жозепом Боррелем.
«Россия хочет понять, можно ли вообще какой-либо бизнес вести с ЕС в нынешних условиях», — отметил Лавров. На это Боррель ему ответил, что ЕС хочет продолжить сотрудничество с Россией и будет и в дальнейшем «защищать свои интересы и ценности, включая уважение международного права и основных прав».
Конструктивного диалога между Россией и ЕС нет уже давно, и достаточно жесткое заявление Лаврова о том, что Москва и Брюссель могут прекратить общаться, мало что меняет, говорит политолог, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.
Федор Лукьянов председатель президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «В общем, давно напрашивалось что-то подобное, потому что отношения напряглись и запутались давно, но такого, как сейчас, пожалуй, не было еще. Ну и, я так предполагаю, резкость этого высказывания связана с тем длительным разговором, который министр имел с высоким представителем ЕС по внешней политике, о чем он сказал, что он больше часа разговаривал с Боррелем. Ну и, видимо, разговор был столь содержательным, что возникла такая реакция. При всей жесткости формулировки, строго говоря, это мало что меняет, потому что между Россией и ЕС как такового диалога о чем-то важном давно уже нет. А то, что есть с Европой, это в основном отношения по конкретным вопросам с конкретными странами или группами стран. Не с ЕС как со структурой. Соответственно, то, что сказал министр, если это будет реализовано, это некая уже констатация просто случившегося факта, потому что ЕС исходит из того, что отношения надо все время чем-то обусловливать. И постоянно возникают новые условия, как они должны развиваться, что надо сделать российской стороне. Вот российская сторона, в общем, если воспринимать всерьез то, что сказал министр, решила, что она никаких условий больше выполнять не будет».
Ситуацию комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «В целом мы понимаем, что градусы риторики обвинения серьезно повышены в последнее время. С другой стороны, ЕС является нашим основным торговым партнером, и нам от этого никуда не деться. Отсюда и возникает такая двойственная задача, потому что, с одной стороны, нам нужно продолжать торговать с Европой, с другой стороны, нужно как-то объяснять хотя бы своему избирателю, что мы это терпеть не будем и как-то на это будем реагировать. И как выйти из этой сложной задачи? Классическим путем — путем плохого и хорошего следователя. Часть российской дипломатии будет играть в плохого следователя, в данном случае в такой роли выступает министр иностранных дел. Он стучит по столу кулаком, он говорит, что мы это терпеть не будем, он говорит, что, если хотите, мы вообще с вами разговаривать перестанем. То есть он отвечает за негативную реакцию, в том числе и для внутреннего потребителя. Российские избиратели смотрят: это отлично, не потерпим. С другой стороны, конечно, найдутся и хорошие следователи, условно говоря, то есть те чиновники, те государственные бизнесмены, которые будут продолжать вести торговые переговоры с ЕС, ну и, соответственно, говорить: ребята, мы все понимаем, вот такова политическая жизнь, но деньги делать надо».
Также Сергей Лавров, комментируя ситуацию с оппозиционером Алексеем Навальным и отношение к этому делу Евросоюза, отметил, что ЕС и Германии необходимо выполнить свои международно-правовые обязательства в этой истории.
«Есть конвенция о помощи по уголовным делам, общеевропейская конвенция, протоколы к ней. Мы к ним взываем и просим Германию выполнить ее обязательства по этим международным правовым инструментам», — сказал Лавров. Боррель же призвал Москву расследовать произошедшее с Навальным в сотрудничестве с Организацией по запрещению химоружия.