Рубль укрепился к юаню по результатам встречи глав правительств России и Китая
Лента новостей
Премьер России Михаил Мишустин и глава Госсовета Китая Ли Цян договорились обеспечивать четкое функционирование каналов расчетов в торговле между двумя странами и открывать новые филиалы банков. Что это означает для российского бизнеса?
Обновлено в 16:30
Рубль резко укрепился к юаню после выхода совместного коммюнике по итогам встречи глав правительств России и Китая в Москве. Юань упал до стоимости ниже 12 рублей.
Премьер Михаил Мишустин и глава Госсовета Китая Ли Цян договорились обеспечивать четкое функционирование каналов расчетов в торговле между двумя странами и открывать новые филиалы банков.
Комментирует директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов:
Алексей Маслов директор Института стран Азии и Африки МГУ, востоковед «На самом деле это то, чего добивались российские банки в течение последних лет, это открытие филиалов российских банков в Китае и расширенного числа корреспондентских счетов. Формально это не запрещено, и китайское законодательство позволяет открывать такие учреждения, но, например, многие попытки ведущих российских банков подать заявления даже после переговоров с китайским регулятором заканчивались ничем. Скажу честно, очень многие российские банки просто были, мягко говоря, торпедированы на китайском рынке, особенно в последний год, и, загружая документы в специальную онлайновую систему, они не получали никакого ответа. И у многих сложилось впечатление, что Китай намеренно не хочет работать с российскими банками в области открытия филиалов. Здесь есть некоторая тонкость, потому что, когда мы говорим о филиалах российских банков в Китае, мы должны понимать, что это, грубо говоря, внутреннее название, в то время как в реальности должно открываться китайское юридическое лицо и работать в рамках китайской налоговой системы. И сегодня у нас существует только, по сути дела, один подобный банк — это «ВТБ Шанхай», в то время как, например, возможности расширить его деятельность на Пекин, на другие города, то есть открыть еще подразделения, пока не увенчались успехом. Теоретически это все должно полностью купировать все проблемы на финансовом банковском рынке. Но надо сделать несколько оговорок. Во-первых, нигде не поставлены сроки, когда и как это можно сделать. И, в общем, неоднократно уже это обсуждалось, и я помню, что первое обсуждение о расширенном допуске российских и китайских банков на рынки друг друга было как минимум десять лет назад, но с той поры мы имеем те же самые проблемы. И, во-вторых, корреспондентские счета формально опять-таки не запрещено открывать. То есть то, что подчеркивается в совместном коммюнике, в реальности есть и в китайском законодательстве, это всего лишь констатация того, что разрешено делать в Китае. Но мы видим, что пока никаких серьезных подвижек нет. Если же не надо читать между строк, то есть Китай сейчас будет открывать подобные подразделения или подобные корреспондентские счета, тогда будем считать, что весь банковско-финансовый кризис на российском рынке преодолен».
Комментирует директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин:
Василий Кашин директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ «Бизнес продолжает страдать, есть серьезные задержки с расчетами. Это затрагивает не только тех, кто импортирует какие-то товары, которые могут быть отнесены к товарам двойного назначения, но и к тем, кто импортирует совершенно обычные потребительские товары. Поэтому будут использоваться все способы для обхода этой проблемы, это наиболее острая проблема российско-китайских отношений на данный момент — финансовые расчеты. Видимо, понадобятся еще месяцы для полного преодоления последствий эскалации санкций, которое было начато в начале года. Но есть надежда на то, что возникнут дополнительные каналы для проведения расчетов, снизятся задержки. Американцы будут этому противодействовать, вводя новые санкции. Но все же при наличии филиалов банков двух стран, работающих в национальных валютах, и учитывая другие планируемые меры, вероятно, уже к следующему году мы получим систему, которая будет защищена, на которую американцы повлиять не смогут».
Это заявление о намерениях, которое может упростить открытие филиала российского банка в Китае, поскольку одобрено руководством страны, но это не поможет расчетам в твердых валютах, говорит бывший зампред ЦБ, профессор ВШЭ, председатель Совета директоров НАУФОР Олег Вьюгин:
Олег Вьюгин председатель Совета директоров НАУФОР «Нет проблем с тем, чтобы открывать филиалы российских банков в Китае, а банков Китая — в России, но при условии, что банки будут работать в рубле и юанях, тогда никакие санкции не действуют, можно работать. Если же это будет желание работать в твердых валютах недружественных стран, то это бесполезное занятие, оно не приведет к прорыву в расчетах. Скорее всего, то, что сказано о том, что Россия и Китай будут этим заниматься, будут способствовать открытию филиалов, — это просто заявление о том, что работаем и в банковской сфере будем укреплять сотрудничество. И это может вылиться в то, что некоторые другие российские банки тоже откроют филиалы в Китае, и такие банки мы знаем, они намерены это делать. Но это не сильно поможет в ситуации, если нужно будет провести расчеты в твердых валютах недружественных стран. Филиал просто наиболее простой способ, а если открывать полноценный дочерний банк, то гораздо больше требований к регулированию, и это более затратно, но для просто таких расчетов филиала достаточно. Это намерения, но это можно расценивать как кивок, если какой-то российский банк будет пытаться открыть филиал, он может ссылаться на это, возможно, будет со стороны Китая это встречено более-менее конструктивно. Только политические заявления на высоком уровне свидетельствуют о том, что в принципе есть некий зеленый свет, не надо будет пробиваться через политические проблемы. А для китайцев, я так понимаю, одобрение руководства страны имеет значение».
С 1 сентября этого года вступает в силу закон, разрешающий иностранным банкам из дружественных стран открывать в России филиалы. Именно этот механизм имелся в виду, считает эксперт финансового рынка Андрей Бархота:
Андрей Бархота эксперт финансового рынка «Здесь будет новая норма функционирования филиалов иностранных банков в России в части того, что есть не только банки первого эшелона, такие как Bank of China и другие, а есть банки второго и третьего эшелонов в Китае, которые могут в основу бизнес-модели положить функционирование платежей из России, при этом они будут продолжать оставаться банками второго и третьего эшелона. Возможно, на базе такой модели будет формироваться новый контур платежей из России в Китай и наоборот. Это будет реализовываться мгновенно, потому что мы фактически каждую неделю уже стали получать неоднозначные известия о том, что платежи и переводы между РФ и КНР зависли, заморожены, уже растаможенные товары из Китая подлежат возврату оплаты. Эти проблемы стали возникать все чаще, и они вышли уже не просто на индустриальный, а на государственный уровень, поэтому это будет решаться как можно быстрее, потому что без двусторонней торговли фактически потери, которые несут экономические агенты, довольно большие. Скорее всего, первые новые схемы платежей и переводов в рамках двусторонних отношений мы к середине сентября уже увидим, вряд ли будет отложено решение, реализация. Расчеты тоже должны возобновиться, при этом из-за того, что раньше расчеты по всем номенклатурам товаров и услуг проходили по одним и тем же каналам, возможно, решение проблемы состоит в плоскости разделения этих каналов, например, по российскому сырьевому экспорту будет один канал платежей и расчетов, по китайскому импорту различного рода продукции будет другой канал расчетов, но при этом интересы двух сторон должны быть соблюдены: для России критически важна бесперебойность расчетов, для китайской стороны важна минимизация рисков от вторичных санкций и какое-то понимание стабильности курса юань-рубль».
Ранее сообщалось, что китайский премьер Ли Цян приехал в Москву. Визит проходил на фоне непрекращающихся проблем с расчетами между странами.
Сейчас на российско-китайском рынке присутствуют несколько сторон, которые имеют собственные интересы. С одной стороны, это китайские экспортеры с большими объемами товаров для российского рынка, которым нужна стабильность в расчетах и курсе в паре рубль — юань. С другой стороны, это китайские банки, которые опасаются санкций, с третьей стороны, дочки китайских банков в России, суммарный объем активов которых составляет почти триллион рублей, но расчеты в них также стагнируют.